ПРОСВЕЩЕНИЯ ЭСТЕТИКА

эстетические воззрения представителей европ. идейного движения (XVIII— начало XIX в.), отличавшегося антифеодальной направленностью и получившего название П. Просветителей отличали безграничная вера в разум человека, критика религиозного мракобесия, надежда на гармонизацию об-ва через П. людей, развитие их творческого начала. Идеалы Свободы, Равенства, Братства и Мира определили интерес западноевроп. просветителей к категориям красоты, гармонии, эстетического вкуса, проблемам искусства. П. э. носила наступательный и демократический характер, борясь с разного рода элитарными (Элитарное искусство) и гедонистическими (Гедонизм в искусстве) взглядами на иск-во, утверждая в нем антифеодальные нравственные идеалы. В Западной Европе П. развивалось в различных исторических условиях (компромисс буржуазии и аристократии в Англии, канун буржуазной революции во Франции, феодальная раздробленность в Германии), и его представители придерживались разных философских ориентации (первый англ. просветитель Шефтсбери — идеалист, такие деятели фр. П., как Дидро. К. А. Гель-веций,—материалисты). Но всех их объединяло новое понимание человека как «естественного», наделенного богатством и рациональных, и чувственных способностей. Большое место в П. э. занимало учение о красоте, поиск ее объективных оснований. «Красота состоит в многообразии единого»,— писал Вин-кельман. Качество, «наличие которого делает... предметы прекрасными», искал Дидро. Теоретик изобразительного иск-ва Хогарт обнаруживал это качество в волнистой линии. Но все просветители сходились в том, что объективные основания красоты открываются только активно стремящемуся к ней человеку, вооруженному и интеллектом и эмоциями. Не случайно именно П. э. поднимает проблему не только объективного, но и субъективного характера эстетического суждения (Суждение эстетическое). Намеченная Баумгартеном, эта проблема разрабатывается затем Кантом, предельно остро, как относительность прекрасного, анализируется Юмом. Категория гармонии становится в П. э. не только показателем целостности и упорядоченности природы, произв. иск-ва, но и характеристикой равновесия рационального и эмоционального начала в человеке, обоснованием возможности снятия социальных антагонизмов. Очень важная для П. э. категория эстетического вкуса развивается от обоснования истинности вкуса разумом у И. К. Готшеда («Книга о немецком стихотворстве», 1751) к анализу его психологических механизмов у Юма («О норме вкуса», 1739—40) и выведению характеристик, делающих вкус субъекта подлинно эстетическим, у Канта («Критика способности суждения», 1790). Фр. просветители подчеркивали социальную обусловленность эстетического вкуса, предлагали более демократическую его трактовку. Разработка этой категории — заметный вклад П. э. в развитие эстетической мысли. Иск-во для просветителей — прежде всего средство утверждения антифеодальных нравственных идеалов «естественного» человека. Они поддерживали :ешиментализм и реализм (живопись Хогарта и Ж. Б. Грёза, «мещанскую трагедию» в Германии и «слезливую комедию» во Франции, просветительский роман), к рые несли новую мораль. Критикуя академизм, П. э. не чуралась высокой классики в искусстве. Она выделяла в нем познавательную и воспитательную функции, считала его помощником в преобразовании об-ва. Эпоха Просвещения — время демократизации иск-ва, расширения его аудитории и рождения худож. критики как института культуры, регулирующего отношения иск-ва с публикой. Блестящими критиками в западноевроп. П. были Дж, Аддисон («Спектейтор», «Зритель», 1711— 14), Дидро («Салоны», 1759—79), Лессинг («Гамбургская драматургия», 1767—69). Национальным вариантом европ. просветительского движения является П. в России (вторая половина XVIII в.) —завершающий этап развития рус. культуры от средневековья к новому времени. Эстетическая теория, выступающая как важнейший аспект философии и идеологии рус. П., складывается в развитии традиций отечественной теоретике-худож. мысли и в творческом усвоении и интерпретации эстетических идей западноевроп. просветителей. Ранний период рус. П. э. (до середины XVIII в.) представлен трудами Ф. Прокоповича, А. Д. Кантемира, В. Н. Татищева, Тредиаковского, Ломоносова; зрелый этап — творчеством Новикова, Радищева, Карамзина, Я. П. Козельского и др. Идейно-политическая ориентация рус. П.— противостояние деспотизму государственной и церковной власти, борьба против крепостного рабства, феодальной замкнутости, невежества, тормозящих движение России по пути европеизации. Философская платформа — деизм. При этом теоретики рус. П. э. трактовали прекрасное как свойство природы, виде/ш единство мира в действии закона всеобщего стремления к совершенству. Категория совершенства выступает у них в универсальном значении «пружины» и «цели» бытия, критерия оценки явлений действительности. Центральное звено этико-эстетической теории рус. просветителей — учение о совершенном человеке (гражданине, Сыне отечества). Он предстает как физически и духовно-гармоничное, нравственное существо, формируемое об-вом, самосовершенствующееся и деятельное. Рационализм определяет стремление рус. просветителей к построению всеобщей системы наук и художеств, что, в свою очередь, приводит к вычленению эстетики как самостоятельной дисциплины, имеющей свой предмет, методы и общественные функции (80-е гг.). К концу XVIII в. складывается понятийный аппарат эстетики, определяется круг проблем, к-рые она рассматривает, ставится вопрос об общественной роли эстетического воспитания. Худож. теория рус. П.— составная часть мировоззренческой концепции: иск-во выступает как особая форма познания  и творчества, способ утверждения природных, социальных, нравственных совершенств, как средство воспитания сограждан. Наиболее полно мировоззренческие идеи рус. П. воплотил классицизм — ведущий творческий метод эпохи. Вместе с тем худож.-эстетическая теория П.повлияла и на др. направления и течения в рус. иск-ве — на просветительский реализм, сентиментализм, ранний романтизм. Историческая ограниченность (как западноевроп., так и рус.) просветителей, к-рые, по словам Ленина, «искренне не видели (отчасти не могли еще видеть) противоречий» в нарождающемся буржуазном строе, не умаляет их дела. П. э. сыграла заметную роль в духовной культуре, явилась важным этапом в развитии общеевроп. эстетической мысли.

Просмотров: 1186
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Эстетика: Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989.— 447 с.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Византийская эстетика (как парадигма)
  • ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ
  • Игрушка как средство общения
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  • КАТЕХИЗИС, в Рус. правосл. церкви – катихизис
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • Коллективный иск
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Неискусство как искусство
  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕУРГИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭСТЕТИКИ РУССКОГО СИМВОЛИЗМА
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • ЧАСТОТНЫЙ СЛОВАРЬ КАК ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь