НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР

центр. орган гос. управления шк., проф. и высш. образованием, культ.-просвет. и науч. учреждениями. Создан декретом 2-го Всерос. съезда Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917. Собственно просветит. органами руководила Государственная комиссия по просвещению. В янв. 1918 в НКП было 17 отделов. Текущее руководство (с июня 1918) осуществляла коллегия (А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. Н. Лепешинский, В. М. Познер, Д. Б. Рязанов, П. К. Штернберг), заменившая гос.

комиссию по просвещению, преобразованную в 1919 в Государственный учёный совет (ГУС). НКП осуществлял установление единых принципов организации нар. образования в РСФСР. В его ведении находились уч. заведения (кроме отраслевых технических для взрослых) и дошк. учреждения. С нояб. 1918 в НКП входило 5 секций (к-рые делились на 24 отдела и 94 подотдела и группы): школьная, проф.-тех. образования, внешк., худож., научная. После упразднения Нар. комиссариата просвещения Союза коммун Сев. области (май 1919) в НКП полностью сосредоточилось руководство осн. областями и учреждениями просвещения и культуры (школы, ВУЗы, дет. приюты, а также академия художеств, кино, музеи, театры и др.). В 1919 при НКП учреждено Гос. изд-во РСФСР (Госиздат); в 1920 при НКП осн. чрезвычайная комиссия, возглавившая работу по ликвидации неграмотности.

К 1920 сформировались огромный бюрократич. аппарат и сложная структура НКП (466 подразделений, 8,5 тыс. сотрудников), во многом парализовавшие его работу. Управленч. стиль в духе воен. коммунизма, классово-парт. подход к науч.-пед. кадрам привели к чрезмерному централизму и нарушению демокр. принципов в работе. Для реорганизации НКП по инициативе В. И. Ленина было разработано «Положение о Наркомпро-се» (1921). Были созданы 2 центра — академический (в составе ГУСа, Главнауки, Гл. управлений — по архивным делам и музеям) и организационный. К НКП также относились Гл. управление гос. изд— в (с 1930 ОГИЗ), Центр. фотокино-предприятие (в 1926 передано в Сов-кино), Совет по делам просвещения нац. меньшинств. Учреждались Главсоц-вос, Главпрофобр, Главполитпросвет. Науч.-пед. базой НКП были Академия коммунистического воспитания, ряд Н.-и. ин-тов, в т. ч. организаторов просвещения, методов шк. работы, методов внешк. работы с детьми, ин-т науч. педагогики при 2-м МГУ (все в Москве), науч. педагогики (Петроград), опытно-показательные учреждения. Печатными органами НКП были еженедельник «Нар. просвещение» (1918—30), ежемесячник того же названия (см. Журналы педагогические) и «Учительская газета» (с 1924). НКП стал центром координации работы наркомпросов союзных республик, организатором Всес. съездов учителей (см. Съезды педагогические).

В 1925 образовано адм.-организац. бюро (вместо академич. и организац. центров) с целью усиления значимости главков НКП; повышена роль НПС главков НКП. Во 2-й пол. 20-х гг. в науч.-пед. секции ГУСа разработаны усовершенствованные уч. планы, позже служившие образцовыми для нач. и ср. школ др.-союзных республик СССР. В интересах преемственности образования ГУС стал (1927) органом, координирующим программно-метод. деятельность Главсоц-воса и Главпрофобра. С 1928 началась новая реформа НКП, способствовавшая усилению внутриведомств. централизма и организац. единства. В 1929 в обстановке резкой и во многом не обоснованной критики снят нарком Луначарский, в отставку ушла почти вся коллегия НКП. Ряд его работников подвергся «чистке» (как «идеологически чуждые элементы»). С кон. 20-х гг. деятельность НКП жестко контролировалась центр. аппаратом ВКП(б).

С 1930 гл. направлением в работе НКП было введение в стране всеобщего нач. обучения и программно-метод. обеспечение общеобразоват. школы. Из ведения НКП другим гос. органам переданы высшие (кроме пед. вузов и ун-тов) и ср. спец. уч. заведения, ми, науч. учреждения. В НКП входили 7 секторов: идео-лого-метод. (программный), науки и иск-ва, массовой шк. и полит.-просвет. работы, пед. кадров и др. В 1931 для единого руководства всеми высш., ср. и нач. уч. заведениями создан уч.-метод. отдел. Аппарат НКП сократился до 355 чел. Самостоятельность сохранили ГУС (ликвидирован в 1933), К-т по просвещению национальностей (Совнацмен ликвидирован в 1934), ОГИЗ, цензурные органы — Главлит, Главрепертком.

С завершением введения всеобщего обязат. обучения началась новая реорганизация НКП (19 сент. 1933). Его функции постепенно сводились к вопросам дошк. воспитания, общеобразоват. школы и подготовки пед. кадров. Были созданы: управления — нач. и ср. школы, руководства работой секторов ОНО и отделов наркомпросов авт. республик и школ, подготовки учителей, ун-тов и Н.-и. учреждений (в 1941 преобразовано в Управление высш. школой, в 1945 реорганизовано в ГУВуз); библиотечное и театрально-зрелищных предприятий; отделы — дошкольный (с 1940 управление по дошк. воспитанию); дет. домов; уч. пособий; школ и курсов взрослых (с 1944 управление школ рабочей и сел. молодёжи и школ взрослых). Общий штат НКП составлял св. 420 чел. Продолжалось сокращение функций НКП. В 1933 перешли в систему Совнаркома Главлит, в 1936 — Главрепертком, в 1940 — ОГИЗ. Подготовкой рабочих кадров стали заниматься отраслевые наркоматы. С 1935 при наркоме просвещения действовал особый орган для рассмотрения наиб. важных вопросов — обществ. совет (св. 90 педагогов и руководителей нар. образования). Во 2-й пол. 30-х гг. в обстановке идеологизации системы нар. образования (чему способствовали парт, пост, о школе 30-х гг.) НКП в возрастающей степени сосредоточивался на инспекторских функциях, часто в ущерб собственно пед. проблемам. В 1936 в нем организованы отд. управления по нач. и ср. школе (вместо единого), управление высш. школой (вместо управлений подготовки учителей и ун-тов), управление по образованию взрослых (вместо соответствующего отдела). При НКП работали Н.-и. ин-ты методов обучения, психологии, дефектологии, педагогики (в Москве и Ленинграде), Центр б-ка, Музей нар. образования, Центр ин-т повышения квалификации руководящих кадров нар. образования Издавался журн «Сов педагогика» (с 1937, ныне «Педагогика») и др. В 1937 отстранен от должности наркома А С Бубнов, массовым репрессиям подверглись работники центрального аппарата.

В мае 1940 в НКП действовало 13 управлений, в т.ч. вновь образованные воен и физич. подготовки и воен обучения студентов вузов, пед.училищ, техникумов, учащихся нач. и ср школ, полит -просвет. работы Штат насчитывал ев 1 тыс чел (Центр аппарат — 640 чел).

В годы Вел. Отеч. войны НКП направил усилия на сохранение и развитие нач. и ср школы, осуществление перехода к обучению детей с 7 лет, создание новой системы общего образования взрослых В 1943 при НКП учреждена Академия педагогических наук В 1945 функции НКП по руководству культ -просвет. учреждениями были переданы К-ту по делам культ -просвет. учреждений при СНК В 1946 НКП преобразован в Мин-во просвещения РСФСР. Наркомы просвещения 1917—29 — А В Луначарский, 1929—37 — А С Бубнов, 1937-10 — ПА Тюр-кин, 1940—1944 — В II Потемкин

Лит. Паначин Ф Г, Управление просвещением в СССР, M, 1977, К с и p и м-Маркус M Б, гос. руководство культурой Стр во Наркомпроса (ноябрь 1917 — сер. 1918 гг.), M, 1980, III т а м м С И, Управле ние нар. образованием в СССР (1917—1936), М 1985, ФоминА И Культурное стр во в первые годы Сов власти (1917—20 гг.), Хар, 1987 М В Богуславский.

 

Просмотров: 2505
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • ИНСТИТУТ И ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
  • МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ СССР
  • НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМЦ СПО)
  • НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Ресурсный центр профильного обучения (предпрофильной подготовки)
  • СИСТЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • СМЕННОСТЬ РАБОТЫ ШКОЛ
  • СТРУКТУРА БЮДЖЕТА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Сменность работы школ
  • УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ВЗРОСЛЫХ
  • УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • Управление образовательным учреждением дополнительного образования детей
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь