ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России

В России до 1917 обществ.-пед. орг-ции можно условно разделить на 3 осн. типа: просветительские и др., содействовавшие развитию образования в целом и отд. его видов; науч.-педагогические, разрабатывавшие вопросы теории и шк. практики; проф. учительские орг-ции, способствовавшие объединению учителей, защите их юрид. и гражд. прав, повышению их проф. подготовки. наиб. многочисленными были об-ва, содействовавшие развитию нар. образования, вт. ч. об-ва вспомоществования учащимся — благотворит. орг-ции, оказывавшие материальную помощь нуждающимся ученикам. Они создавались при отд. уч. заведениях или как самостоятельные орг-ции, распространявшие свою деятельность на отд. группы населения или регионы, — Об-во поощрения образования в Самаре (1886), Нижегородское об-во поощрения высш. образования (1894) и др. В кон. 19 в., по данным МНП, из 193 таких об— в 111 составляли орг-ции по оказанию помощи учащимся, 47 — об-ва взаимопомощи учителей и 35 — собственно просветит. об-ва.

К нач. 20 в. в России существовало св. 6 тыс. разл. благотворит. орг-ции. В 1900 ими содержалось св. 1,3 тыс. учреждений для призрения и воспитания детей, св. 930 заведений «дешёвого и бесплатного обучения» и 45 учреждений леч. помощи детям.

Первыми наиб. Значит. орг-циями общепросветит. характера были Петерб. к-т грамотности, созданный при Вольном экон. об-ве в 1861, и К-т грамотности при Моск. об-ве с. х-ва, основанный в 1845, но развернувший систематич. де" ельность с 1859. К-ты занимались составлением каталогов и обзоров лит-ры, изданием учебников и книг для нар. чте-ия, бесплатно снабжали ими сел. школы, организовывали книжные склады, библиотеки, читальни. Они собирали стати-стич. сведения о состоянии нар. образования, обсуждали вопросы о введении всеобщего нач. обучения, организации воскресных и вечерних школ для взрослых и др. В 90-х гг. 19 в. Моск. и Петерб. к-ты грамотности превратились в общерос. пед. и обществ. центры. Получила известность и деятельность Об-ва распространения нач. образования в Нижегородской губ. (1872), Томского об-ва попечения о нач. образовании (1882), усилиями к-рого были открыты десятки нач. школ, ремесл. и проф. уч-щ, вечерних и воскресных школ, классов и курсов. Основанный Харьковским об-вом распространения в народе грамотности Нар. дом (1903) послужил примером для создания целого ряда подобных учреждений в разл. городах России.

В 1896 Моск. и Петерб. к-ты грамотности были преобразованы в об-ва грамотности и переданы в ведение МНП; выработанные пр-вом «нормальные» (типовые) уставы просветит. об— в регламентировали их деятельность. В годы Революции 1905—07 число пед. и просветит. орг-ции достигло 200, а кол-во проф. учительских об-в, нелегальных союзов и объединений учителей — неск. сотен.

Широкое распространение получили нац. просветит. об-ва: Об-во распространения грамотности среди грузин (1879), Об-во распространения образования и техн. знаний среди горцев Терской обл. (1882), укр. «Просвиты» в Киеве, Одессе, Херсоне, Чернигове и др. городах, литов. об-во «Сауле» («Солнце») в Ковенской губ., Белорусское об-во в Вильне, а также латыш. и эстонские.

Во 2-й пол. 19 в. создавались об-ва содействия женскому образованию. Одно из важнейших — Об-во воспитательниц и учительниц в Москве (1870). Существовали также Об-во попечительства о жен. образовании в Екатеринославе, Об-во распространения практич. знаний между образованными женщинами в Москве, Об-во содействия женскому с.-х. образованию в Петербурге (имело отделения и в др. городах) и др. С целью развития проф. образования в России создавались об-ва, пропагандировавшие техн., с.-х., коммерч. и др. спец. знания. Рус. техн. об-во (1866) с учреждённой при нём в 1868 Постоянной комиссией по техн. образованию и Об-во распространения техн. знаний в Москве (1869) с его Уч. отделом (1871) играли заметную роль не только в развитии технического, но и общего образования.

Роль общественных науч.-пед. центров играли Петерб. пед. собрания (1859), а затем Пед. об-во (1869), Пед. музей Гл. управления воен.-уч. заведений (1864), Уч. отдел Об-ва распространения техн. знаний в Москве.

В 90-х гг. 19 в., когда был поставлен как практический вопрос. о необходимости коренной реформы общеобразоват. школы, появилось большое число новых пед. об— в и орг-ций. наиб. крупные из них: Пед. об-во взаимной помощи в Петербурге (1893), Пед. об-во при Моск. ун-те (1898), пед. об-ва в Казани и Одессе (1900), Орле (1902), Риге (1907), Томске (1910). Широкое распространение получили разл. обществ.-пед., семейно-пед. и др. кружки (открывались совместными усилиями педагогов, родителей, местной интеллигенции). Созданные при них секции и комиссии — по дошк. воспитанию, физич., эстетич. и нравств. развитию детей, по вопросам нач. и ср. школы, методике преподавания отд. предметов, а также по организации дет. колоний и оздоровит. площадок и т. п. — вели интенсивную обществ.-просветит., а иногда и исследоват. деятельность. Обществ. кружки способствовали распространению пед. знаний среди населения.

После острой критики в печати гимна-зич. устава 1871 МНП открыло в Петербурге Об-во классич. филологии и педагогики (1874) с отделениями в Москве, Казани, Киеве и др. городах. Офиц. поддержкой пользовались также нек-рые другие пед. орг-ции: Об-во улучшения ср. школы в Петербурге (1906), Пед. об-во и Киеве (1907; открыто вместо запрещённого Киевского пед. об-ва), ставившие своей целью распространение идей «христ. морали и рус. нац. самосознания».

Об-ва дифференцировались и по отраслям пед. теории и нар. образования Наряду с объединениями преподавателей-предметников (Моск. матем. кружок, Киевское об-во преподавателей естеств. наук и т. п.) появились об-ва дошк. воспитания: Фребелевские — а Петербурге (1871) и Киеве (1908); Киевское об-во нар. дет. садов (1907), Петерб. (1908) и Нижегородское (1912) об-ва содействия дошк. воспитанию, об-ва по физич. воспитанию и развитию в Одессе (1893), Москве и Томске (1895), Херсоне (1896), Оренбурге (1897) и др. Вопросы шк. гигиены разрабатывала спец. секция в Рус. об-ве охранения нар. здравия (1877; имело до 20 отделений в разных городах).

С развитием эксперим. педагогики по обществ. инициативе возникла сеть науч. лабораторий, кабинетов, кружков, комиссий и отделов в пед. орг-циях. Координацию их деятельности взяло на себя Об-во эксперим. педагогики, основанное в Петербурге в 1909. Им было организовано 3 Всерос. съезда по эксперим. педагогике (1910, 1913, 1916).

Первой оргцией, поставившей своей целью объединение всех просветит. и пед. об— в России, была Лига образования (1906, Петербург). В 1915 по решению 2-го Всерос. съезда учительских об— в взаимопомощи было основано Всерос. пед. об-во, объединившее орг-ции учителей и ставшее организац. и идейным центром возрождения Всероссийского учительского союза.

Просветит. об-ва объединяли творческие пед. и науч. силы и играли важную роль в развитии шк. дела, а также в организации пед. исследований.

M В. Михайлова

В СССP первым крупным пед. объединением стало Об-во педагогов-марксистов, созданное при Коммунистич. академии [пост. ЦК ВКП(б)] в 1929. Среди учредителей были Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Бубнов, Я. Б. Гамарник, M. H. Покровский, Н. А. Семашко, С. Т. Шацкий, М. М. Писграк, М. С. Эпштейн, Л. Р. Менжинская, Н. И. Стриевская и др. В Ленинграде, Горьком, Воронеже, Саратове, Иванове и др. обл. центрах при уч. заведениях, в т. ч. педагогических, а также в учреждениях полит. просвещения и образования взрослых действовали филиалы об-ва. Об-во проводило дискуссии с участием педагогов, представителей обществ. орг-ций, разрабатывало программы по изучению марксизма в учительских кружках. В 1935 Об-во педагогов-марксистов прекратило свою деятельность. До кон. 50-х гг. пед. об-ва в масштабах СССР не функционировали. В 1960 по Пост. СМ РСФСР была создана добровольная науч.-пед. орг-ция — Пед. об-во РСФСР; его учредители — МП РСФСР, АПН РСФСР, Респ. к-т профсоюзов работников просвещения, высш. школы и науч. учреждения.

Пед. об-во России (переим. в 1993) охватывает всю систему образования от учреждений внешкольного (дополнительного) образования до высш. школы. Членами об-ва являются учителя, воспитатели, преподаватели высш. уч. заведений (индивидуальные), а также уч. заведения и др. орг-ции (коллективные). Возглавляет об-во Центр. совет (пред, его Президиума в разные годы были А. М. Арсеньев, А. Г. Хрипкова, Н. С. Сунцов, Ю. К. Бабанский). С 1989 об-во возглавляет акад. РАО И. В. Бестужев-Лада.

Осн. совр. направления деятельности Пед. об-ва России: изучение, обобщение передового опыта, пропаганда достижений пед. науки и содействие их внедрению в пед. практику, распространение психол.-пед. знаний среди родителей и населения. Пед. об-во организует конференции, семинары и др., участвует в пед. чтениях, конкурсах и др. мероприятиях совм. с др. обществ. орг-циями. В 1993 при Центр. правлении Пед. об-ва создан Благотворит. фонд просвещения. Центр. совет и советы местных отделений осуществляют издат. деятельность. В. И. Пилипенко.

 

Просмотров: 1528
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АКМЕОЛОГИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТА­ЦИИ
  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • Государственные стандарты общего образования детей с ограниченными возмбжностями здоровья или специальный образовательный стандарт
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • Классификация программ дополнительного образования детей
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • Моделирование (в пед.)
  • МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (МОРТЗ)
  • Образовательное учреждение дополнительного образования детей
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СУБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь