СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

отрасль психологии, изучающая особенности психики аномальных детей, подростков и взрослых; включает разделы по видам нарушений (интеллекта, слуха, зрения и т. д.); составная часть дефектологии. Сообщения об особенностях психики детей и взрослых, страдающих разл. дефектами развития, появлялись нерегулярно, в мед., филос. и психол. сочинениях до сер. 19 в. Впоследствии, гл. обр. в связи с появлением соответствующих уч. заведений, труды по проблемам С. п. публиковались более систематически как зарубежными, так и отеч. авторами. Так, данные по психологии глухих были опубликованы психологами У. Джемсом и Т. Рибо, сурдопедагогами В. И. Флери, И. А. Васильевым, Н. М. Лаговским, П. Шуманом и др. Психология слепых исследовалась преим. психологами и тифлопедагогами В. Гаюи, К. Бюркле-ном, П. Виллеем, И. Клейном, А. Мел-лем, А. И. Скребицким, А. П. Белоруко-вым и др. Психол. особенности умственно отсталых детей и подростков описывали гл. обр. врачи-психиатры Э. Сеген, П. Солье, Э. Крепелин, И. П. Мержеевский, С. С. Корсаков, В. И. Гиляровский и др.

Становление психологии аномальных детей и развитие С. п. как науч. отрасли происходили в непосредств. связи с прак-тич. деятельностью спец. образоват. учреждений. Большое значение имели данные сравнит, исследований по общей и дет. психологии. В соответствии с тенденцией, отмечаемой в области спец. педагогики (и всей дефектологии), происходит также постоянная дифференциация С. п. С др. стороны, более интенсивно осуществляется сравнит, изучение аномальных детей разных категорий и исследуются общие закономерности аномального развития.

В СССР. начало систематич. разработке проблем С. п. положил в 20-х гг. Л. С. Выготский. В Эксперим.-дефекто-логич. ин-те (ныне НИИ дефектологии). в 1930 впервые в мире была организована лаборатория С. п. (под руководством Л. В. Занкова). Результаты проведённых исследований позволили накопить обширный материал по вопросам познават. деятельности, психологии труда, формирования личности, особенностей развития психики, свойственных как всем аномальным детям, так и отдельным их категориям.

Психол. исследования имеют большое значение для определения и обоснования критериев отнесения детей к группе аномальных. Осн. критерий - своеобразие развития этих детей, проявляющееся гл. обр. в сфере психики. Это своеобразие обусловливается т. и, первичным нарушением, возникающим вследствие воздействия разл. повреждающих (патогенных, болезнетворных). факторов, что влечёт за собой аномальное психич. развитие ребёнка. Аномальное развитие происходит в соответствии с общими закономерностями развития ребёнка, но имеет характерные проявления в каждой из категорий аномальных детей.

Первичные нарушения обусловливают вторичные отклонения в развитии психики аномальных детей, прежде всего в формировании и развитии осн. процессов познания. Дальнейшие отклонения (3-, 4-го порядка), вызванные первичным поражением и вторичными отклонениями, затрагивают не только познават. процессы (напр., нарушение мышления, зависящее от расстройства речи, обусловливается, в свою очередь, первичным поражением слуха), но и эмоционально-волевые и др. стороны личности. Незначит. степень первичного нарушения у детей с задержкой психич. развития может быть причиной того, что такие дети относятся к аномальным лишь в течение определённого времени, необходимого для достижения коррекции дефекта, после чего они могут быть отнесены к одному из вариантов нормы. В отд. случаях подобные результаты могут быть достигнуты и среди аномальных детей др. категорий.

Особенности аномального развития ребёнка зависят от времени возникновения у него первичного нарушения. При этом отклонения в развитии будут тем более выраженными, чем ранее наступило первичное нарушение. Позднее появление первичного нарушения и незначит. выраженность его могут быть причиной того, что отклонения в развитии могут проявляться лишь отд. чертами. Напр., ребёнок шк. возраста, у к-рого зрение ухудшается до показателей, характерных для слабовидящих детей, успевает приобрести богатый зрительный опыт. И хотя при этом процессы восприятия замедляются и могут встречаться отд. затруднения в процессе учёбы, развитие такого учащегося уже не приобретает черты аномального.

Существ, значение имеют индивидуальные особенности ребёнка, однако при аномальном развитии специфика заключается в положит, или отрицат. влиянии тех или иных индивид, качеств на реализацию процессов коррекции и компенсации аномального развития. Следует также отметить, что особенности аномального развития, своеобразные отклонения от нормы нельзя однозначно расценивать лишь как отрицательные, поскольку они несут в себе элементы, играющие положит., компенсаторную роль (см. Компенсация).

Роль воспитания и обучения в процессе развития более значит. ельна для аномальных детей, чем для нормального ребёнка. Чем ранее начаты пед. мероприятия, мобилизующие потенциальные возможности аномальных детей, тем интенсивней и совершенней протекают компенсаторные процессы.

Существуют более частные закономерности, к-рые специфичны для групп нарушений (при аномалиях, связанных с повреждением анализаторов, с нарушением умственного развития, с преим. поражением двигат. сферы), для отд. категорий аномальных детей и для типо-логич. групп внутри каждой категории. Во всех разделах С. п. наиболее полно изучены познават. процессы у аномальных детей каждой категории (мышление, речь, память, восприятие). В 70—80-е гг. 20 в. более интенсивно изучалась личность аномальных детей в широком возрастном диапазоне, в т. ч. предпосылки формирования личностных качеств, познават. интересы, развитие способностей и мотивации уч. деятельности, формирование личности в коллективе, развитие трудовых и проф. интересов, адаптация и др.

На основе исследований по С. п. разрабатываются психолого-пед. рекомендации, способствующие совершенствованию содержания и методов работы в спец. образоват. учреждениях. Исследования по С. п. проводятся в НИИ коррек-ционной педагогики РАО, на дефектоло-гич. ф-тах пед. ин-тов, на кафедрах психологии нек-рых пед. ин-тов и др. Вопросы С. п. освещаются в журн. «Дефектология» (с 1969), а также в общепси-хол. журналах.

В нек-рых странах Центр, и Вост. Европы С. п. развивается как единая отрасль психологии. Значит. вклад в её развитие внесли А. Рошка (Румыния), Л. Пожар (Чехия), Е. Бёдер (Венгрия). и др. В зап.-европ. странах и США исследования по С. п. обычно проводятся по отд. видам нарушений с позиций разл. науч. школ либо на основе концепции, объединяющей аномальных и особо одарённых детей понятием «исключительные дети». Такой подход к проблемам С. п. фактически устраняет возможность сравнит, анализа, выявления общего и специфического в аномальном развитии. Интенсивно изучаются психол. особенности умственно отсталых; в оценке интеллекта отмечается отход от механич. применения тестовых методик [Б. Саймон (Великобритания), Р. Заззо, М. Стамбах (Франция). и др.]. Проблемам личности, восприятия, мышления и речи, памяти у умственно отсталых посвящены работы А. Д. Кларка, Н. ОКоннора, П. Митт-лера (Великобритания). и др. В США в 60-х гг. особенно интенсивно исследовались вопросы психологии обучения умственно отсталых (в связи с созданием спец. фонда для изучения умственной отсталости), в частности психол. аспекты социальной адаптации, особенности личности, развития речи и мышления (С. Кирк, X. Бирч, Д. Зиглер, Н. Эллис). Особенности восприятия, мышления, речи, памяти, личности глухих отражены в работах Э. Левина (США), П. Олерона (Франция), Р. Конрада (Великобритания), X. Майклбаста, X. Фурта (США); вопросы ощущений и восприятия, развития движений и ориентировки, мышления, уч. деятельности и т. д. у слепых - в трудах И. Хатвелл (Франция), М. Тоби-на, Р. Ф. Кромера (Великобритания), Т. Кутсфорта (США).

Лит.: Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей, М., 1967; В л а с о в а Т. А., II с в з и с p M. С., Дети с отклонениями в развитии, М., 1967; Психол. проблемы коррекционной работы во вспомогат. школе, М., 1980; Лебединский В. В., Нарушения психич. развития у детей, М., 1985; Лубовский В. И., Психол. проблемы диагностики аномального развития детей, М., 1989; Выготский Л. С., Проблемы дефектологии, М., 1995; The applica-tion of child development research to exceptional children, ed. by J. Galagher, Reston (Ya.), 1975; Hewett F. M., Forness S. R., Educa-tion of exceptional learners, Boston, 19772; The psychology of mental retardation. Issues and app-roaches, ed. by I. Bialer, M. Sternlicht, N. Y., 1977; Suhrweier H., Beurteilung geschadigter Kinder, В., 19794.

См. также лит. при статьях Аномальные дети, Дефектология, Сурдопедагогика, Логопедия, Тифлопедагогика и др.

Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова.

Просмотров: 1200
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • AHАTOMO-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
  • Афазия у детей (расстройства развития речи)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Возрастные особенности шизофрении. Особенности течения шизофрении у детей и подростков
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Инициативная речь детей с отклонениями в психофизическом развитии
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • Мания у детей и подростков
  • НАРУШЕНИЯ В ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ у детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Особенности течения инфекционных психозов у детей
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • ПСИХОГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • РЕЖИМ ДНЯ детей и подростков
  • Режим дня детей и подростков
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • Соматические нарушения и неврологические расстройства. Патология развития черепа и мозга умственно отсталых больных
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • Формы организации образовательной деятельности детей
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь