|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТпервое в России жен. ср. уч. заведение закрытого типа. Создано по инициативе И. И. Бецкого в 1764 в Петербурге при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре под назв. Воспитательное об-во благородных девиц. В С. и, учились (200 чел.). дочери дворян в возрасте от 6 до 18 лет. Ученицы делились на 4 класса. В мл. классе (6—9 лет). обучались 2 иностр. языкам, рус. языку, арифметике, а также рисованию, танцам, музыке и рукоделию. Во 2-м классе (9—12 лет). к этим предметам добавлялись география и история. В 3-м классе (12—15 лет). вводилось обучение «словесным наукам» (чтение нравоучительных и ист. книг), а также элементы архитектуры и геральдики. В 4-м классе (15—18 лет). Уставом предусматривалось: знание совершенного закона; все правила доброго воспитания, благонравия, светского обхождения и учтивости; повторение всего пройденного. Важное место занимало религ. воспитание. В первые годы существования С. и, его руководители под влиянием просветительных идей франц. энциклопедистов ставили задачу дать ученицам воспитание, основанное на принципах общечеловеческой нравственности, способствовать их всестороннему развитию. В 1765 при С. и, было создано «уч-ще для мещанских девиц» с сокращённым курсом; в нём большое внимание уделялось домашним работам и рукоделию (изделия учениц продавались). Цели образования в С. и, были изменены после обследования его Комиссией для заведения в России нар. уч-щ в 1783, к-рая установила плохое знание воспитанницами рус. языка и предписала увеличить число часов на его изучение, ввести преподавание всех предметов на рус. языке. С переходом С. и, в Ведомство учреждений императрицы Марии и на «мещанскую половину» стали приниматься только дочери дворян (менее знатных). В 1848 «мещанская половина» была преобразована в Александровское уч-ще, в том же году в С. и, открылся пед. класс, в к-ром преподавал Н. А. Вышнеград-ский. Назначенный в 1859 инспектором классов К. Д. Ушинский провёл ряд прогрессивных мероприятий, пытаясь реорганизовать весь уч. процесс. Он ввёл новый уч. план, организовал предметные уроки, опыты по физике, создал систему одногодичных классов и т. д. После ухода Ушинского в 1862 проведённые им преобразования были ликвидированы. Во 2-й пол. 19 в. по объёму и характеру даваемого в нём образования С. и, отставал от жен. гимназий и лишь в 1905—07 его программы были приравнены к программам Мариинских жен. гимназий. В 1917 С. и, был закрыт. Лит.: Лядов В. Н., Ист. очерк столетней жизни Имп. Воспитательного общества благородных девиц и Санктпетербургского Александровского училища, СПБ, 1864; Лихачева Е. О., Материалы для истории жен. образования в России, [т. 1—4], СПБ, 1890—1901; Быкова В. П., Записки старой смолянки, СПБ, 1898; Угличани-нова М. С., Воспоминания воспитанницы Смольного монастыря сороковых годов, [М.], 1901; Мордвинова 3. Е., Статс-дама М. П. Леонтьева, СПБ, 1902; Черепнин Н. П., Имп. Воспитательное общество благородных девиц, т. 1—3, СПБ - П., 1914—15; Водовозова E. H., На заре жизни, т. 1- 2, [М.], 1964.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|