ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИИ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ

(ВУИМ), в России орган управления системой уч.-воспитат., благотворит. и леч. учреждений, находившихся под покровительством императрицы. Ведет историю с 1796, когда императрица Мария Фёдоровна по указу Павла I взяла в своё ведение созданные в 1760- 1770-х гг. по плану И. И. Бецкого воспитат. дома в Москве и Петербурге, Общество благородных девиц (т. н. Смольный ин-т с мещанским отделением); была образована Канцелярия императрицы Марии. С 1828 система учреждений императрицы Марии управлялась 4-м отделением Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в состав к-рого вошли уч. комитет, техн. и мед. комиссии и др. В 1854 это управление, просуществовавшее до 1917, получило назв. В. у. и. М.

Во главе ВУИМ находился опекунский совет, состоявший под непосредств. покровительством императора и императрицы. Председателем совета был »прав-ляющий (главноуправляющий) Собственной Его Императорского Величества канцелярии по учреждениям императрицы Марии, пост к-рого занимали в разное время В. И. Вилланов, К. К. Грот, И. Н. Дурново.

Сфера деятельности ВУИМ постепенно расширялась. В число уч.-воспитат. учреждений ВУИМ (по преимуществу женских) входили высш. уч. заведения (Царскосельский лицей. Жен. пед. ин-т, врачебные курсы при Имп. клиническом повивально-гинекологич. ин-те); ср. уч. заведения (в 1909—36 женских ин-тов с пед. классами при нек-рых из них, 34 жен. гимназии, а также мариинские жен. уч-ща, коммерч. уч-ща, т. н. николаевские сиротские ин-ты и уч ща); низшие и проф. школы (уч-ща нянь, школы садоводства, дома трудолюбия и др.). Всего в 1909 по ВУИМ насчитыва тось 607 уч. заведений с 40 тыс. уч-ся. В разл. заведениях ВУИМ, в зависимости от контингента их воспитанников, проф. направленности и местных потребностей, давалось общее образование, включавшее, как правило, чтение, счёт, письмо, основы религии, иск-ва, начала естествознания и математики, историю, предметы домоводства (вязание, вышивание, кройка и шитьё, кулинария и др.), фи-зич. воспитание, иногда — огородничество и садоводство, в ряде заведений- эче-менты экон., мед. и пед. образования. В заведениях, не имевших многолетних уч. планов, давались нач. образование и необходимые практич. навыки.

Среди благотворит. учреждений ВУИМ имелись дет. приюты (со школами) в городах и сел. местности при больницах, воспитат. домах (в 1905 при Санкт-Петерб. воспитат. доме было 109 школ и 8 приютов, при Моск. воспитат. доме — 38 школ), дома призрения, богадельни, лечебницы и приюты для глухонемых и слепых (с уч. отделениями), родовспомогат. заведения. Многие благотворит. и уч. заведения (в особенности дававшие проф. образование) содержались за счет входивших в состав ВУИМ обществ: Имп. женского патриотич. об-ва (осн. в 1812), Моск. благотворит. об-ва (1837), Дамского попечительства о бедных в Москве (1844), Попечительства императрицы Марии о слепых (1881). В 1909 было 1192 благотворит. учреждения, обслуживавших ок. 719 тыс. чел.

Деятельность ВУИМ оказала Значит. влияние на развитие учреждений гос. призрения, способствовала становлению системы общего и проф. женского образования.

 

Просмотров: 1319
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АВТОНОМНОСТЬ образовательных учреждений
  • Автономность образовательных учреждений
  • АККРЕДИТАЦИЯ государственная образовательных учреждений
  • АККРЕДИТАЦИЯ образовательных учреждений
  • АРХИТЕКТУРА учебно-воспитательных учреждений
  • АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ВЕДОМСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ (ВУиМ)
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • КОМПЛЕКТОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ образовательных учреждений
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ образовательных учреждений
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО и СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Материальная база образовательных учреждений
  • НАРУШЕНИЯ ПСИХИКИ ПРИ РЯДЕ СОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
  • НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ ДЕВЫ МАРИИ
  • ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ при Имп. РусCком техническом обществе
  • Программное обеспечение (ПО) поддержки издательской деятельности для нужд учебного заведения
  • Сетевое взаимодействие образовательных учреждений (организаций)  
  • Социальные функции учреждений культуры
  • СТАЖИРОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Тип учреждений культуры
  • УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • УКОМПЛЕКТОВАННОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ МЕДИЦИНСКИМИ КАДРАМИ
  • ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЧИСЛЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (СТУДЕНТОВ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  • Численность учащихся (студентов) образовательных учреждений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь