Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ



СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ

(до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович). [12.12(7).1629, Полоцк. - 25.8.1680, Москва], церкв. и обществ, деятель, педагог, писатель. Учился в Киево-Могилянской академии, по окончании к-рой получил диплом «дидаскала» (учителя). С 1650 продолжил обучение в Виленской иезуитской академии. В 1656 принял монашество в Полоцком Богоявленском монастыре и стал преподавателем местной братской школы. Тогда же им были написаны «декламации», с к-рыми его ученики выступили перед царём Алексеем Михайловичем. В 1664 переселился в Москву, где организовал Спасскую лат. школу, в к-рой преподавал лат. грамматику, пиитику, риторику и, вероятно, польск. язык. С 1667 С. П. был учителем царевича Алексея, а после его смерти - царевича Феодора и царевны Софьи. В 1678 С. П. открыл в Кремле независимую от патриаршей цензуры Верхнюю типографию, первым изданием к-рой стал «Букварь языка сло-венска» (1679). В стихотворном предисловии к Букварю высказал ряд практич. наставлений ученикам и общие соображения о пользе нач. обучения и воспитания детей. 1-й раздел букваря составлен из статей, излагающих основы христ. вероучения; 2-й - нравоучительный - содержит правила жизни и обихода христиан; 3-й - практический. Букварь С. П. явился первым в России обстоятельно разработанным уч. руководством для детей мл. возраста. С. П. подготовил «Академич. привилегию» (написана учеником С. П. - Сильвестром Медведевым) - проект устава нового для России уч. заведения (Славяно-греко-латинской академии), где предлагалось принимать для получения образования юношей из разных сословий на равных основаниях, а завершивших обучение распределять по службе с «учётом практич. пользы, каковую они могут принести гос-ву благодаря полученным знаниям». С. П. был сторонником схоластич. образования, адептом теории «писанного разума». Согласно этой теории, Истина уже зафиксирована в книгах («второй памяти» людей, как их называл С. П.), её не надо искать опытным путём, к чему призывали учёные-картезианцы - современники С. П.; достаточно иметь хорошие знания.

В ранних стихотворениях (1648—60). С. П. изложил свои взгляды на воспитание и обучение. Он призывал к тому, чтобы о человеке судили по его способностям и делам, а не по родословной и титулам. В его ранних стихах высказана ориг. идея о делении человеческой жизни на пять 16-летних этапов. В первые 16 лет воспитание и обучение полезно строить так, чтобы оно включало «разные игры, т. к. должно приносить им удовольствие». 2-й этап (до 32 лет). предполагает, что юноша, «набравшись разума», находит любимую профессию и овладевает ею и т. д. Но воспитывать человека в уважении к старшим, в «бла-гоумии и добропорядочности» надо сызмальства, не пренебрегая при необходимости и розгой. Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, к-рые не должны губить ребёнка чрезмерным «ласканием» и «ненаказанием», обязаны изолировать его от «злого общества», с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент («4 преобладающих темперамента»). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), к-рую вслед за «достойным Платоном» он провозглашал «матерью всех наук». Занятия логикой развивают в человеке «быстрый и острый разум» - ценнейшее, по мнению С. П., качество, без к-рого невозможно успешное участие в учёном диспуте. Он сформулировал важную мысль о пед. функции поэзии, стихотворной речи, к-рые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также «в немнозе пространстве многшая заключат могут». Есть данные, свидетельствующие о том, что С. П. был знаком с нек-рыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положит, пример учителя и др. В одном из произведений С. П. уподобляет душу ребёнка «скрижали ненаписанной», что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С II Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято С II из опыта католич. академий и коллегий В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта

С о ч Избр соч [Подготовка текста, ст.н. коммент.н. II Еремина], M -Л 1953, [Ста хи], в ки Рус силлабич поэзия XVII- XVIII вв Вступ ст, подгот текста и прим А М Панченко, Л, 1970, с 104—73

Лит Татарский И С, Симеон Полоцкий (Его жизнь и деятельность), M, 1886, СмирновН, К вопросу о педагогике в Московской Руси в XVII столетии, «Рус филол вестник», Варшава, 1898, № 1—2, Калинин А Д, Пед. взгляды Симеона Полоцкого, УЗ МОПИ им H К Крупской, 1964, т 155, в 11, ЕлеонскаяА С Симеон Полоцкий - педагог и методист, УЗ МГПИ им В И Ленина, 1969, № 344, Ч у м а А А, Ян Амос Коменский и рус школа (до 70-х гг 18 в), Братислава, 1970, Симеон Полоцкий и его книгоиздат деятель ность М, 1982, ЗвонареваЛ У У истоков пед. воззрений Симеона Полоцкого, в кн. Просвещение и пед. мысль Др Руси Сб науч. трудов, М, 1983, с 64—75, M11 j u r o v B №, Jan Amos Komensky a Simeon Polockij «Pedagogika», Praha, 1964, гоб XIV,.№ 4, s 473—80 В К Былшшн.

Просмотров: 1209
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • БИБЛИОТЕКА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (БАН) в С.-Петербурге
  • ВЫСШАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ Министерства образования Рос. Федерации (ВАК России)
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАУЧНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА (ГНПБ) им. К.Д. Ушинского Российской академии образования в Москве
  • ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ РАО (РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ)
  • ДРЕВНИЙ ВОСТОК (воспитание и обучение)
  • Дифференцированное обучение аномальных детей
  • Дифференцированное воспитание и обучение
  • Дифференцированное обучение детей с отклонениями в психофизиологическом развитии
  • Жизнь после жизни
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ Национальной академии наук Беларуси
  • ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИФ РАН)
  • Интегрированное обучение аномальных детей
  • КАЧЕСТВО НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ В РОССИИ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТЕОРИИ
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Компенсирующее воспитание и обучение
  • ЛОГИКА В РОССИИ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • Обучение детей с особыми потребностями в основном потоке
  • Обучение отставших детей вместе с нормальными
  • СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (1629-1680)
  • СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (до монашества - Самуил Гаврилович Петровский-Ситнякович) (1629-1680)
  • Симеон Полоцкий
  • ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ СОВЕТСКОГО И ПОСТСОВЕТСКОГО ПЕРИОДОВ
  • ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НА РУСИ в XI-XVII вв.
  • ФРЕБЕЛЕВСКИЕ ОБЩЕСТВА в России



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь