ДРЕВНИЙ ВОСТОК (воспитание и обучение)

— Термином "Д.В." принято обозначать все цивилизации Древнего мира, за исключением греко-римской (см.Античность). Некоторые цивилизации (индийская, китайская) продолжали развиваться и после завершения эпохи древности (1 в. н.э.). Древний Египет. Термины, обозначавшие писца, образованного человека, были известны уже в Древнем царстве (3-е тыс. до н.э.). В источниках Среднего и Нового царств содержатся упоминания о школах различного типа: при резиденции фараона, храмах, отдельных ведомствах и канцеляриях, а также о т.н. домах жизни, в которых хранились и переписывались старинные папирусы. Школа готовила писцов для администрации государства, художников, расписывающих гробницы, учителей и др. Писцы обычно происходили из знатных семей, но кастовой замкнутости образования не было. Обучались только мальчики (известно лишь о двух женщинах-писцах) с 5 и иногда до 25- 30 лет. Ученики, вероятно, жили в школе или доме учителя, к которому они должны были относиться, как к отцу. Широко применялись телесные наказания. Система образования включала обучение сложной системе письма, изучение религиозных текстов и магических формул, а также обучение игре на музыкальных инструментах. Письмо считалось "словом бога". Математические занятия носили практический характер (вычисление объёма работ, количества работников и пр.). Месопотамия. Сохранилось несколько миллионов письменных документов на глиняных табличках - больше, чем от всех древних обществ, вместе взятых. Обстоятельные шумерские клинописные тексты появляются с 24 в. до н.э. Первоначально шумерские школы существовали при храмах. К концу 3-го тыс. до н.э. в Шумере было несколько тысяч профессиональных писцов. В начале 2-го тыс. до н.э. храмовые школы уступили место городским частным школам, открывавшимся с одобрения властей. Учителями в них обычно были писцы-практики, взимавшие с учеников плату. Есть некоторые сведения о государственных школах, например в Персеполе (середина 1-го тыс. до н.э.). В школе применялась строгая система наказаний. Большая часть учащихся происходила из семей писцов, жрецов и чиновников, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков, даже рабов. Обучение мальчиков начиналось с 5-7 лет, профессиональная подготовка заканчивалась к 20-25 годам. Школы, как общественные, так и частные, имели библиотеки клинописных текстов и являлись центрами культуры. Система словесно-слогового письма делала сложной задачу овладения даже элементарной грамотой. Учащиеся изучали преимущественно язык и литературу, а также основы арифметики и геометрии и некоторых ремёсел, знакомились со знаменитыми законами Хаммурапи. Во главе школы стоял "отец школы" и его помощники - "старшие братья". Индия. В Индии в начале 1-го тыс. до н.э. все члены трёх высших сословий - варн были обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана. Церемония посвящения в ученики рассматривалась как второе рождение, а окончившие курс обучения - "дважды рождёнными". Ранним Средневековьем (7 в. н.э.) датируются записки китайского пилигрима Сюань-цзана с рассказом об огромном буддийском университете в г. Наланда. После церемонии посвящения ученик поселялся в доме учителя (гуру) и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам и воспитания. Гуру становился духовным "отцом", а другие ученики - "братьями". Плата за учение не предусматривалась, но ученики были обязаны прислуживать учителю. Учитель, получавший плату за обучение специальным дисциплинам и профессиональным навыкам, пользовался значительно меньшим уважением. У брахмана дети находились с 7-9 до 16-18 лет, иногда и дольше. Некоторые прислуживали гуру до его смерти. Возникли буддистские школы. К началу Средневековья появились школы и при индуистских храмах. В середине и конце 1-го тыс. до н.э. обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование имели не меньшее значение, чем духовное ученичество. Девочки не проходили ученичества, их посвящением считали свадьбу, а гуру - свёкра. Лишь для гетер (женщины, занимающиеся развлечением мужского населения) требовалось знание "64 искусств". Письменность в Индии была лёгкой для усвоения. Осн. предметами изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др.), позже - философские доктрины, логика и поэтика. Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание и сопровождающихся устным комментарием учителя. Обучение в буддийских монастырях происходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей текстов и периодических коллективных спевок, бесед монахов о жизни Будды, его учеников, нравственности и т.п. Китай. Наиболее известными источниками обучения в Китае являются "Ли цзи" - конфуцианская книга о ритуале и обычаях, составленная в 4-1 вв. до н.э. и пользовавшаяся высоким авторитетом уже в Ханьскую эпоху (конец 3 в. до н.э. - начало 3 в. н.э.), и философские трактаты середины 1-го тыс. до н.э. Школы существовали как в отдельных кланах, так и в более обширных общинных и административных объединениях - уездах, областях и провинциях. В дворцовых школах обучались дети аристократии. В середине 1-го тыс. до н.э. много было и частных школ с платным обучением на дому. При Ханьской династии была создана сеть государственных начальных школ. Наставник олицетворял старших как в семье, так и в государстве. В Китае развился настоящий культ учёности. Осн. целью обучения признавалось воспитание нравов на примере древних образцов. Образование получали прежде всего знатные люди, но в частные школы, как у Конфуция, принимались дети простолюдинов. Обучение начиналось с 7 лет. Во 2-1 вв. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией и канон конфуцианских книг ("Четверокнижие", "Пятикнижие") был положен в основу образования. Начальное образование продолжалось 7 лет и состояло прежде всего в изучении письма (несколько тысяч иероглифов), а также языка, стиля, стихосложения. Дальнейшие этапы включали заучивание древних тестов, их комментирование и составление подражаний. "Великую науку" представляли т.н. 6 искусств (этика и ритуал, каллиграфия, счёт, музыка, умение стрелять из лука и управлять колесницей). Ритуальные церемонии, соответствующие социальному положению человека, признавались вершиной обучения. В "Ли цзи" были сформулированы следующие 4 осн. принципа обучения: учить вовремя, пресекая дурное, пока оно не обнаружилось; учиться, пока не упущено время; соблюдать последовательность в учении, не разбрасываясь; учиться с товарищами, поскольку у того, кто учится один, кругозор ограничен и познания скудны. В Ханьскую эпоху создавались специальные пособия для школ, возникла экзаменационная система. Молодые люди (даже из простонародья), выдержавшие экзамены на знание 9 тыс. иероглифов, получали государственные должности, а особо отличившиеся в экзаменах на знание конфуцианских текстов попадали в имп. канцелярию.

Просмотров: 2360
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • БУДДИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ
  • ГРЕКО-ЛАТИНСКИЕ ШКОЛЫ
  • ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ НА РАССТОЯНИИ
  • КОМПЛЕКСНОЕ ОБУЧЕНИЕ, АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • КОНГРЕГАНИСТСКИЕ ШКОЛЫ
  • НАЦИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ
  • Образование/обучение аудиовизуальное
  • Образование/обучение дистанционное
  • Образование/обучение информационное
  • Образование/обучение медийное
  • ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
  • ПУТЬ ДРЕВНИХ, ПО КОТОРОМУ ШЛИ ЛЮДИ БЕЗЗАКОННЫЕ
  • Система школ в средние века. Содержание образования
  • Специальные вспомогательные школы
  • УГЛУБЛЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ, «ПРОДВИНУТОЕ» ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • Уклад (жизни) школы
  • ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
  • Философские школы в IV-III вв. до н.э. Аристотель и перипатетики
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ
  • ШКОЛЫ ПРОРОКОВ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО УЧЕНИЧЕСТВА
  • ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • Электронное обучение медико-санитарным дисциплинам



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь