ПИНКЕВИЧ Альберт Петрович

[24.12.1883(5.1.1884), дер. Урунда, ныне в Иглинском р-не Башкирии, — 25.12.1937], педагог, организатор нар. образования, д-р пед. наук (1935). После окончания естеств. отделения физ.-мат. ф-та Казанского ун-та (1909) работал в учительской семинарии и кадетском корпусе в г. Вольске. С 1914 в Петрограде: преподавал естествознание в Тенишев-ском реальном уч-ще, земской учительской школе и на пед. курсах при Фребе-левском об-ве. Здесь познакомился с М. Горьким и принимал участие в его издат. начинаниях («Летопись», «Новая жизнь» и др.; псевд. — Адам Бельский).

После Окт. революции активно участвовал в создании сов. системы нар. образования. В 1918—24 пред. Совета экспертов при Комиссариате просвещения Союза коммун Сев. области, разрабатывал программы, уч. планы и др. док-ты. Один из организаторов ЛГПИ (первый ректор) и Уральского ун-та. В 1924—32 ректор и проф. 2-го МГУ, инициатор создания при ун-те НИИ педагогики (1926) и первый его директор. В 1931—36 работал во ВКИПе. Член През. Всес. к-та по высшему техн. образованию при ЦИК СССР (1932—37) и пред, его уч.-метод. совета.

Опубликовал учебники для учительских ин-тов и семинарий, кадетских корпусов и высш. нач. уч-щ по геологии, минералогии, химии. Автор первой сов. «Методики нач. курса естествознания» (1914). П. считал, что осн. цели изучения естествознания в школе — выработка науч. понимания природы, развитие логич. мышления, способность к самостоят. работе, нравств. и эстетич. воспитание учащихся. Детально разработал методику проведения опытов, наблюдений, экскурсий. Автор первых сов. учебников и уч. пособий по педагогике («Педагогика», т. 1—2, 1924—25; ; «Основы сов. педагогики. Рабочая книга для педтехникумов», 1929, и др.), работ по методологич. проблемам пед. науки, в к-рых ставились важнейшие теоретич. вопросы. Педагогика определялась П. как социально-биол. и прикладная наука, воспитание рассматривалось как содействие развитию прирождённых свойств человека. В 30-х гг. взгляды П. по многим теоретич. вопросам изменились: подчёркивая самостоятельность пед. науки, П. указал на связь её со мн. смежными науками, прежде всего с логикой, психологией и физиологией высш. нервной деятельности.

П. уделял большое внимание проблемам развития ребёнка, воспитанию его восприятия и представлений, памяти, воображения, мышления, широко используя при этом данные пед. психологии и эксперим. педагогики. Разрабатывал проблемы влияния социальной среды на формирование личности, организации уч. процесса в сов. школе, формирования дет. коллектива и его самоуправления, трудового воспитания и др. П. принадлежит ряд исследований по истории педагогики («Сов. педагогика за десять лет, 1917—1927»), проблемам нар. образования Америки, Франции, Германии, Австрии и др.

Репрессирован; реабилитирован посмертно (1956).

Соч.: Лекции по методике шк. естествознания, П., 1918; Педагогика и наука, «Пед. мысль», 1920, № 1—3; Осн. проблемы совр. школы, П., 1924; Естествознание, педагогика и марксизм, Сб. ст. Л., 1924; Марксистская пед. хрестоматия XIX—XX вв., ч. 1—2, М.-Л., 1926—28; Теоретич. педагогика за рубежом, в кн.: Заруб. педагогика, сб. 1, М. — Л., 1929.

Лит.: Королев Ф. Ф. А. П. Пинкевич — видный сов. педагог, СП. 1962, № 5; К о p -н с и ч и к Т. А., А. П. Пинкевич. К 80-летию со дня рождения, НО, 1964, № 1; А. П. Пинкевич, Биобиблиографич. указатель, М., 1984.

Я. С. Розыева.

 

Просмотров: 1497
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • Альберт Петрович Пинкевич
  • Методологические основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • Основы педагогики (социальной педагогики)
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПЕДАГОГИКА
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
  • ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ
  • ПЕДАГОГИКА ЛИЧНОСТИ
  • ПИНКЕВИЧ Альберт Петрович (1883/84-1937)
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА, ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Педагогика
  • Педагогика
  • Педагогика
  • Педагогика
  • Педагогика
  • Педагогика в системе наук
  • Педагогика личности
  • Педагогика социальной работы
  • Педагогика социальной работы
  • Реформаторская педагогика (движение нового воспитания)
  • СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
  • СОЦИАЛЬНО-КРИТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
  • Теоретические (научно-теоретические) основы педагогики (социальной педагогики)
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь