ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

отрасль пед. науки, изучающая теоретич. и практич. проблемы развития личности студентов и их проф. подготовки в вузе.

Опыт организации характерных для высшей школы видов занятий — лекций, диспутов и т. п. — обобщался в соч. мн. теоретиков педагогики, начиная с Квин-тилиана. Опыт преподавания закреплялся также в уставах высших уч. заведений. С 19 в. в Германии, Великобритании и др. странах стали появляться спец. труды по академич. (университетской) педагогике.

В России становление П. в. ш. связано с деятельностью М. В. Ломоносова, Н. И. Лобачевского, Н. И. Пирогова, традициями уч. практики Московского, Казанского и Петербургского ун-тов, а также Профессорского ин-та при Дерпт-ском ун-те. Значит. внимание проблемам преподавания в высшей школе уделяли учёные Н. А. Умов, М. В. Остроградский, Д. И. Менделеев и др., а также писатели и обществ. деятели Л. Н. Толстой, Д. И. Писарев и др. В 1907 опубликован труд проф. Л. И. Петражицкого «Университет и наука», считающийся первой рус. книгой по П. в. ш.

После Окт революции развитию II в III способствовали ученые, создатели крупных науч. школ, а также педагоги А II Пинкевич, E H Медынский и др

С сер 60-х гг. II в III стала разрабатываться комплексно, охватив не только специфику образования студенч. молодежи, но и вопросы взаимодействия уч и науч. работы в высш. школе, организации и управления высш. уч заведениями II в III стала шире использовать достижения общей педагогики и психологии, в т.ч. наследие В А Сухомлинского, Л С Выготского, Б Г Ананьева Появились обобщающие работы по II в III И Я Конфедсратова, С И Зиновьева, С M Василейского, а также коллективные

Предметом II в III является образовательный процесс в высшей школе В рамках II в III разрабатываются теория уч. -познават. деятельности (иногда наз дидактикой высшей школы), психология учения и развития активной мыслит деятельности, теория инфор-мац компонентов уч процесса, общая методика уч и науч. работы, науч. организация и управление уч процессом, теория и методика развития техн средств обучения, история высш. образования и II в ш

Теория уч-познават. и науч. деятельности студентов призвана объяснить, предвидеть и установить рациональные пед.действия в процессе подготовки специалистов Содержание обучения и квалификация специалистов определяется исходя из прогнозируемого развития науки и техники В этом разделе изучаются проблемы внедрения в уч процесс методов обучения, повышающих его качество, выявления и развития индивидуальных склонностей и творческой направленности студентов и др

Теория обучения в высш. школе объясняет дидактич. явления через принципы обучения Вследствие единства в высшей школе обучения и науч. исследования в II в III как принципы дидактики выступают и нек-рые общенауч. положения науч. организация мыслительной деятельности, формализация, единство непрерывного и дискретного и т. д. Осн. значение таких общенауч. принципов в II в III проявляется в обосновании выбора средств, форм и методов обучения и науч. исследования

Теория обучения в высш. школе раскрывает качеств изменения в уч процессе, в к-рых сочетаются объективное и субъективное, определенное и неопределенное. Уч. процесс представляет собой сочетание множества взаимосвязанных дидактич, психол, социальных явлений. Как общие, так и частные предметные комплексы таких сочетаний не могут оцениваться только дидактич. закономерностями. Необходимо их дополнение положениями социологии, науковедения, теории систем и т. д. Лишь с учетом этих обстоятельств в П.В.Ш. выделяется неск. законов единства уч. и обучающей деятельности, единства обучения и развития личности, преемственности знаний и мыслительного развития и нек-рые др. С этими законами связаны специфич. правила и условия обучения Психол. подход к учению — необходимое условие установления такой связи.

Раздел Психология учения и развития активной мыслительной деятельности студентов разрабатывает прикладные задачи психологии в уч. –воспитат. процессе в вузе. Наиб. существенные среди них психол. обоснование рациональных путей приобретения знаний, навыков, умений, организация и управление процессами мыслительной и трудовой деятельности через активизацию восприятия, понимания, суждения, воображения, через определение значимости содержания и проверку выполнения поставленных уч задач, психол. обоснование путей совершенствования методов преподавания.

Эти задачи распространяются как на уч и науч. работу, так и на формирование личности и проф. подготовку студентов. Для П.В.Ш. особенно важным выступает психол. анализ актов пед.воздействия, выяснение того, в каких случаях и почему был достигнут или не достигнут успех.

Важную роль психол. аспекты П.В.Ш. играют в условиях применения активных методов обучения с использованием техн средств обучения, а также при освоении совр. науч. теорий, основанных на принципах формализации, знаковых систем, спец. языков науки и т. д. Опираясь на данные психологии, преподаватели высш. школы могут управлять познават. деятельностью студентов путем организации интересов, формирования мотивов, установок учения. Интерес и мотивы для уч процесса являются основой, на к-рой возникают, развиваются и закрепляются знания, навыки и практич.опыт студентов.

Уч. процесс в высш. школе — это сложная система движения информац. потоков, динамика к-рых характеризует у ч процесс как по форме, так и по содержанию. Эти аспекты анализирует теория основных информационных компонентов уч процесса, она рассматривает средства, формы, методы подготовки специалистов при использовании разл. видов уч и науч. деятельности студентов.

В разделе Методика уч и науч. работы студентов рассматривается система знаний, навыков и умений науч. и прикладного проф. значения. Осн. задача раздела — установление связи содержания изучаемых дисциплин с методами и средствами их изучения и науч. анализа, в т.ч. с методами самостоят. науч. работы. Благодаря анализу содержат материала в этом аспекте П.В.Ш. формулирует осн. методич. направления уч. -познават. деятельности пропедевтики, формирования науч. системы предметных знаний, средств, методов и правил практич.уч действий, а также эвристич, проблемных и модельных методов решения уч и науч. задач.

Раздел науч. организация уч процесса рассматривает вопросы управления уч и науч. деятельностью студентов Осн. задача такого управления состоит в том, чтобы на каждом этапе обучения достигать активного и глубокого понимания существа изучаемого вопроса, т с понимания, создающего определенную базу для освоения новой уч. информации. Управление обучением направлено на рационализацию уч и обучающего труда, повышение эффективности и надежности обучения П.В.Ш. определяет, т о, дидактич. стратегию — общую организацию уч. процесса и метод тактику (порядок, пути и средства ведения каждого конкретного акта обучения).

С этими компонентами связана разработка «операционности» пед.воздействий на студенч. аудиторию и т и рефлексивное управление ею, т с осуществление уч процесса с учетом оценки психологии восприятия уч. информации.

Теория и методика развития техн средств обучения анализируют роль и значение ТСО, психолого-пед.аспекты рационального использования их в качестве инструмента активной познават. деятельности.

В исследовании своей проблематики П.В.Ш. использует широкий круг обще-пед.и общенауч. методов.

П в III играет существ роль при определении содержания высшего образования, получающего отражение в гос. стандартах высш. образования, в уч планах и программах, а также в формировании содержат модели подготовки специалиста. Разработка содержания образования и моделирование будущей деятельности выпускника высш. школы требуют тщательного анализа преемственных связей общеобразоват.школы, вуза и последипломного повышения квалификации. Существ моментом в этой связи предстает поиск П.В.Ш. возможных путей индивидуализации обучения, дифференциации подготовки разл. категорий студентов в рамках единого образоват.процесса. Актуальной задачей является также исследование заруб. опыта высш. школы.

П в III призвана обеспечивать реализацию в уч процессе вузов осн. принципов высш. образования фундаментальность, специализацию, непрерывность обучения, высокий общенауч. и культурный уровень студентов, их сознат гражд. позицию.

С учетом процессов развития высш. школы перспективны исследования проблем системной организации уч процесса, оптимизации информац. обеспечения, концептуально-проблемной деятельности, углубления связи уч и науч. работы, интеграции межпредметных и меж-науч. связей и др.

В Рос. Федерации исследования по П.В.Ш. ведутся в НИИ высшего образования, на специализиров и общепед.кафедрах ун-тов и отраслевых ин-тов, а также в системе повышения квалификации преподавателей высш. школы (первый обществ.ун-т пед.мастерства для них был организован в 1968 при МЭИ, под руководством И Я Конфедератова).

С И Архангельский

 

Просмотров: 1488
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Активизация процесса обучения
  • Активизация процесса обучения
  • Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности)
  • Единство обучения и развития
  • Классификация методов обучения
  • Методика обучения как частная дидактика
  • Методика обучения как частная дидактика
  • МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТНАЯ ДИДАКТИКА
  • методы обучения в высшей школе
  • Модель организации содержания профильного обучения
  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Психический материал процесса обучения
  • Развитие познавательного интереса к математике в условиях личностно ориентированного обучения с использованием средств ИТ
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • СИСТЕМА МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • СИСТЕМА СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
  • Система средств обучения (ССО), в состав которой входят средства обучения, функционирующие на базе средства ИКТ (ССО на базе ИКТ)
  • СТАНДАРТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • ТЕОРИЯ ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Теория общего развития в процессе обучения (Л. В. Занков)
  • Формы обучения (формы организации обучения) военнослужащих
  • цели обучения в высшей школе
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ
  • ШКОЛЫ ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКОГО ОБУЧЕНИЯ (ФЗО)
  • Этапы процесса обучения
  • Этапы процесса обучения
  • ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
  • Эффективность процесса обучения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь