Педагогика в системе наук

П. как социальная наука естественно входит в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращена к человеку. Но столь же верно утверждать, что П. является частью общество-знания, поскольку изучает человека в обществе и группах сверстников, а также человека в общении с людьми, прежде всего специально занимающимися воспитанием (родители, воспитатели, учителя, преподаватели и т. д. ). В более широком плане к предмету П. относится и процесс социализации Социализация рассматривается также социологией и психологией.

Однако, говоря о П. в системе наук, важно установить ее содержательные связи с др. науками. Непосредственно связана П. с психологией и ее отраслями (особенно — с пед.психологией) Нередки и утверждения типа «психология является теоретич. основой педагогики». В этом случае реальная грань, разделяющая предметы этих разл. наук, стирается В то же время она существует Если психология изучает психич. процессы, строго говоря, безотносительно к использованию соответствующих данных в процессах воспитания, то П. интересует именно и прежде всего инструментальная сторона. Напр., общие закономерности внимания и его развития изучаются психологией; целенаправленное развитие внимания в целях обучения и воспитания относится к сфере П. Она использует установленные психологией факты для исследования своего собств. предмета. В англ. и амер. традиции соответств. проблематика может относиться к прикладной части общей, педагогич. или социальной психологии. Непосредств. отношение к П. имеет философия. Во-первых, эпистемология (теория познания) составляет наиб. общую методологич. основу пед. исследования. При этом разл. филос. направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс науч. исследования. Это определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно филос. человековедческие вопросы, как отношение материи и духа, цель и смысл жизни человека определяют и в общей постановке, и (частично) в практич. решении собственно пед. вопросы (цели образования, его содержание и др.). Во 2-й пол. 20 в. стали активно развиваться нек-рые отрасли филос. и социологич. знания, тесно связанные с образоват. проблематикой. Совр. П. испытывает заметное влияние философии образования, социологии образования, а также этнологии.

Значение для П. имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и разл. филос. систем, формулируя их в виде моральных норм, этика, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается П., выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. Подобным образом можно представить взаимодействие П. и эстетики, в результате к-рого становится возможным разработка теории и создание действенной системы худож. воспитания. П. устанавливает свои формы связи и с нек-рыми естеств. науками, изучающими человека как биол. существо (анатомия, физиология, гигиена).

Логика во многом определяет структуру содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образоват. процесса. Конечно, — это задача и П. в пределах свое-ix» собств. предмета, но логич. схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и недостаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой. Связи П. с разл. разделами математики и кибернетики (теория вероятности, матем. статистика, теория автоматов) важны для решения на совр. уровне пед. проблем с использованием аппарата этих наук: моделирования и алгоритмизации обучения и т. п. Т. обр., П. использует теоретич. построения, конкретные данные и аппарат разл. наук для решения своих задач; ввиду многообразия и широты последних сказанное выше — лишь пример, а не исчерпывающий перечень наук, с к-рыми П. связана.

Просмотров: 1222
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»
  • Безопасные условия для человека
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • Гипноз как инструмент исследования
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Классификация системы наук Ф. Бэкона и роль философии
  • Коммуникация как общение: перспективы исследования
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • М.Фуко: От археологии медицины и гуманитарных наук к археологии знания
  • Механицизм как особый способ исследования
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Опросник для исследования акцентуированных свойств личности
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Социализация как процесс
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Стадия принятия решения и его оценки
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК
  • Формирование характера и пути его воспитания
  • Фрейм -«как если бы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь