МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

ведут сбор, науч. изучение и хранение, в т. ч. в экспозициях, памятников культуры и документов, отражающих историю образования и пед. деятельности.

В дорев. России М. п. создавались при уч. округах, дирекциях и инспекциях нар. училищ, учреждались земствами и гор. самоуправлениями, разл. просветительными об-вами и частными лицами. М. п. организовывались гл. обр. в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара, Тифлис и др.), содержали коллекции, уч. наглядные пособия, предметы шк. оборудования и др., изготовляли разл. приборы для уч. опытов и демонстраций, устраивали выставки дет. работ.

Подбор экспонатов проводился в двух направлениях: постоянная пед. выставка и подвижный фонд, материалы к-рого могли выдаваться во временное пользование уч. заведениям и отд. лицам на абонементных условиях. При крупных М. п. имелись б-ка, производств. мастерская, склад книг и уч. пособий, лит.-издательский отдел, справочное бюро и др. Одним из первых М. п. не только в России, но и во всём мире был М. п. воен.-уч. заведений (1864—1917) в Соляном городке в Петербурге, ставший, по отзывам современников, своеобразным ун-том для учителей. Его деятельность была направлена на внедрение в практику уч. процесса принципов наглядного обучения, привлекавших к себе внимание пед. общественности 60-х гг. 19 в. М. п., созданный воен. ведомством для разработки метод. вопросов при перестройке кадетских корпусов в воен. гимназии реального типа, первоначально имел своей задачей собирание и систематизацию наглядных уч. пособий, содействие подготовке отеч. пособий и широкую пропаганду передовых методов преподавания. В дальнейшем музей стал обществ., науч. и просветительским центром, разрабатывающим актуальные вопросы пед. науки, организующим пед. выставки (с 1865). Во время 1-й Всерос. политехн. выставки (1872) были открыты временные курсы для учителей нач. сел. школ и инспекторов нар. училищ с целью ознакомления их с наиб. совершенными методами нач. обучения, издан каталог наглядных пособий и уч. руководств для нач. и ср. школ, представлявший собой своеобразную пед. энциклопедию наглядных средств обучения и методик их использования. Пед. выставки стали местом общения рус. учительства. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. Деятельность М. п. строилась на обществ. началах, отделами бесплатно руководили видные учёные, педагоги и методисты. Пед. отдел объединил творческие усилия специалистов, привлёк видных педагогов (Н. А. Кор-фа, Д. Д. Семёнова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, Л. Н. Модзалевского, А. Н. Острогорского, И. И. Паульсона, П. Г. Редкина, К. К. Сент-Илера и др.), оказывал большую помощь учителям в уч.-воспитат. работе, помогал создавать шк. музеи уч. пособий. При нём работали кружок по нач. обучению, отдел критики и библиографии дет. лит-ры, родительский кружок (в 1890 была впервые организована «Выставка детских игрушек, игр и занятий»). Пед. отдел музея много сделал для изучения и пропаганды наследия Я. А. Коменского и К. Д. Ушинского и стал инициатором конкурсов на соискание премий им. Ушинского (проводились с 1899 1 раз в 3 года). Работа музея получила высокую оценку рус. и заруб. науч. общественности. На Брюссельской гигиенич. выставке гигиенич. отдел музея получил высш. награду. Участники Парижской геогр. выставки 1875, высоко оценив работу геогр. секции музея, рекомендовали во всех гос-вах учредить М. п. по образцу петербургского. Большое значение имели организованные музеем публичные лекции крупных учёных и педагогов (И. М. Сеченова, Н. М. Пржевальского, П. Ф. Лесгафта, С. М. Соловьёва, Н. X. Весселя и др.); нар. чтения. Ежегодно лекции посещало св. 100 тыс. слушателей. Музей имел аудитории во мн. городах России. Комиссии на местах получали от него программы, уч. пособия, метод. указания, а часто и тексты чтений. При музее были созданы «Общедоступные муз. классы», ставшие первыми «нар. консерваториями». В их работе принимали участие композиторы Н. А. Римский-Корсаков и М. А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всерос. пед. съездов. Независимый от руководства Мин-ва нар. просвещения, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После октября 1917 музей вошёл в число науч.-пед. учреждений Наркомпроса РСФСР.

С 90-х гг. 19 в. в России широкую известность получили подвижные М. п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 кружком учителей был образован подвижной музей наглядных пособий (с 1894 номинально функционировавший при комиссии по техн. образованию Рус. техн. об-ва). Музей в основном существовал на благотворит. пожертвования, в его работе участвовали видные деятели внешк. образования (Н. А. Рубакин, М. В. Новорусский и др.). Отделы физики, химии, географии и др. оказывали помощь учителям; музей выполнял заказы на пособия, используемые в нач. обучении, осуществлял издат. деятельность, содействовал организации учительских курсов. После октября 1917 подвижной музей продолжал нек-рое время функционировать под назв. Центр. внешк. пед. музея.

В 1903 был создан крупнейший в Москве М. п. при Моск. ун-те. В его основе — экспонаты и коллекции, переданные в дар музею профессорами Моск. ун-та Н. А. Умовым, Д. Н. Анучиным, Р. Ю. Виппером и др. Фонд насчитывал св. 3 тыс. предметов (одно из крупнейших собраний уч. пособий того времени в России). Музей приступил к созданию каталога наиб. распространённых уч.-наглядных пособий. После ликвидации Пед. об-ва музей в 1908 был передан уч. отделу Об-ва распространения техн. знаний («Постоянный и передвижной музей О. Р. Т. 3.»).

Число подвижных музеев непрерывно росло (от 10 в 1900 до 67 в 1903). Широкую известность приобрели музеи: Новоузен-ский пед. (осн. в 1901), организовавший серию бесед и лекций для сел. населения; Казанский пед. (осн. в 1902), уездные (Можайский, Волоколамский, Рузский, Сер-пуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский), Моск. и Курской губерний и др. В нек-рых земствах (Вятское, Курское и др.) в кон. 19 — нач. 20 вв. возникли мастерские по изготовлению дешёвых уч. наглядных пособий. В 1910- 1912 земствами была выдвинута идея организации системы музейного обслуживания в губерниях, уездах, р-нах как органов распространения внешк. образования среди крестьянского населения и использования их передвижных фондов для организации лекций, бесед и выставок, а также для распространения проф. знаний.

Большую известность приобрёл Киевский пед. музей (осн. в 1902 при управлении Киевского уч. округа). В 1911 на частные пожертвования (в осн. мецената С. С. Могилевцева) для музея было выстроено спец. здание. Киевский пед. музей был закрыт Центр. радой.

После октября 1917 М. п. оказывали содействие щк. и внешк. образованию, выполняли функции баз, обеспечивающих временное пользование наглядными пособиями. К 1922/23 уч. г. в Москве сложилась музейная сеть, обслуживавшая уч.-воспитат. учреждения. Музеи вели метод. работу с учителями и учащимися. При них комплектовались б-ки. М. п. действовали в Саратове, Казани и др. городах, при них организовывались разл. комиссии, кружки. К кон. 30-х гг. почти все М. п. прекратили своё существование (до 1941 просуществовал Музей по нар. образованию в Москве, до 1962 — Музей по нар. образованию АПН в Ленинграде). Функции музеев стали в Значит. степени выполнять музеи школьные и ИУУ. Работа, проводившаяся М. п. с детьми, стала осуществляться внешк. учреждениями.

Лит.: 25-летие пед. музея военно-учебных заведений (1864 — 1889). [СПБ. 1889]; Тимошенко И. Е., К устройству пед. музея при управлении Киевского уч. округа. К. 1902; Страхова М. Подвижной музей наглядных уч. пособий в Петербурге СПБ. 1902; Музей пед. общества в 1903 году. Год первый. (Пед. общество при имп. Моск. ун-те), М., 1904; Пед. музей воеино-учебных заведений 1864 — 1914, СПБ, 1914; Медынский E. H. Внешкольное образование, его значение, организация и техника, М. 1918; Алпатов Н. И., Уч.-воспитат. работа в дореволюц. школе интернатного типа, М. 1958; Кумарин В. В., В о л-к о в Н. А., Пед. музей в России. СП, 1985, № 12. А. Я. Айзенберг, 9. Д. Днепров.

 

Просмотров: 801
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • Антропологический музей
  • Бедствие, помощь при
  • Выбор курсов для изучения
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • Деменция при болезни Альцгеймера, атипичная или смешанного типа.
  • ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ
  • Испытания при найме на работу
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Методика сенсомоторной коррекции при групповой работе с детьми
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • Моделирование (в пед.)
  • МУЗЕЙ
  • МУЗЕЙ
  • Музей
  • Музей
  • Музей
  • МУЗЕЙ ИГРУШКИ
  • МУЗЕЙ ИГРУШКИ
  • МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
  • Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • ПОДГОТОВКА ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РУКОВОДСТВА
  • ПОРАЖЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПРИ БОЛЕЗНЯХ КРОВИ И КРОВЕТВОРНЫХ ОРГАНОВ
  • ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ при Имп. РусCком техническом обществе
  • Способность системы достичь одного и того же конечного состояния при различных условиях.
  • Технология актерского искусства для педагогов
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь