|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ— учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались земствами и городскими органами самоуправления, просветительными обществами и частными лицами. М.п. организовывались в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и др.). Деятельность М.п. осуществлялась в двух направлениях: организация постоянных педагогических выставок и комплектование подвижного фонда, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам. При крупных М.п. создавались библиотеки, производственные мастерские, книжные склады, литературно-издательские отделы, справочное бюро и др. Одним из первых М.п. не только в России, но и в мире был М.п. военно- учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в Петербурге. Созданный военным ведомством для разработки методических вопросов при перестройке кадетских корпусов и военных гимназий, музей превратился в научный центр, разрабатывающий актуальные вопросы педагогической науки. Деятельность музея строилась на общественных началах. С музеем сотрудничали Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер и др. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. С 1865 организовывались педагогические выставки. Во время 1-й Всерос. политехнической выставки (1872) музеем были открыты временные курсы для учителей начальных школ и инспекторов народных училищ; издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы (своеобразная энциклопедия наглядных средств обучения). В 1890 впервые организована Выставка детских игрушек, игр и занятий. Педагогический отдел музея внёс значительный вклад в изучение наследия Я.А. Коменского и Д.К. Ушинского. Деятельность музея получила известность не только в России, но и за рубежом. На Брюссельской гигиенической выставке гигиенический отдел музея отмечен высшей наградой. Участники Парижской географической выставки (1875) высоко оценили деятельность географического отдела музея и рекомендовали во всех государствах учредить М.п. по его образцу. Музей организовывал публичные лекции И.М. Сеченова, Н.М. Пржевальского, Лесгафта, С.М. Соловьёва. Н.X. Весселя и других учёных, народные чтения. Ежегодно лекции посещали св. 100 тыс. слушателей. При музее работали "Общедоступные музыкальные классы", в которых преподавали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всероссийских педагогических съездов. Однако независимый от МНП, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После 1917 музей вошёл в число научно-педагогических учреждений Наркомпроса РСФСР. С 90-х гг. 19 в. широкую известность получили подвижные М.п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 осн. Петербургский подвижной музей наглядных пособий (с 1894 - при Комиссии по техническому образованию Русского технического общества); в его работе участвовали деятели внешкольного образования (Н.А. Рубакин, М.В. Новорусский и др.). После 1917 музей некоторое время функционировал как Центральный внешкольный педагогический музей. В 1903 создан один из крупнейших М.п. при Московском университете (на базе коллекций, переданных в дар профессорами университета Н.А. Умовым, Д.Н. Анучиным, Р.Ю. Виппером и др.; в фонде насчитывалось св. 3 тыс. предметов). В 1908 музей передан учебному отделу Общества распространения технических знаний. Большую известность имел Киевский педагогический музей (осн. в 1902 при управлении Киевского учебного округа). Число подвижных музеев быстро росло (с 10 музеев в 1900 до 67 в 1903). Наиболее известны музеи: Новоузенский (1901), Казанский (1902), а также уездные музеи - Можайский, Волоколамский, Рузский, Серпуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский, Московской и Курской губерний и др. В 1910-12 земства предложили использовать М.п. для организации внешкольного и профессионального образования на местах. После 1917 М.п. оказывали содействие школьному и внешкольному образованию, вели методическую работу с учителями и учащимися. При них комплектовались библиотеки, организовывалось абонементное пользование наглядными пособиями, работали различные комиссии, кружки. К концу 30-х гг. почти все М.п. прекратили существование, до 1941 действовал Музей по народному образованию в Москве, до 1962 - в Ленинграде. См. также Музеи, Музеи школьные Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|