МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

— учреждения культуры, осуществляющие сбор, изучение и хранение памятников культуры и документов в сфере образования и педагогики. В России до 1917 М.п. создавались при учебных округах, дирекциях и инспекциях народных училищ, учреждались земствами и городскими органами самоуправления, просветительными обществами и частными лицами. М.п. организовывались в крупных городах (С.-Петербург, Москва, Казань, Нижний Новгород, Пермь, Самара и др.). Деятельность М.п. осуществлялась в двух направлениях: организация постоянных педагогических выставок и комплектование подвижного фонда, материалы которого выдавались во временное пользование учебным заведениям и отдельным лицам. При крупных М.п. создавались библиотеки, производственные мастерские, книжные склады, литературно-издательские отделы, справочное бюро и др. Одним из первых М.п. не только в России, но и в мире был М.п. военно- учебных заведений (1864-1917) в Соляном городке в Петербурге. Созданный военным ведомством для разработки методических вопросов при перестройке кадетских корпусов и военных гимназий, музей превратился в научный центр, разрабатывающий актуальные вопросы педагогической науки. Деятельность музея строилась на общественных началах. С музеем сотрудничали Н.А. Корф, Д.Д. Семёнов, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, А.Н. Острогорский, И.И. Паульсон, П.Г. Редкин, К.К. Сент-Илер и др. Отделы музея обсуждали ежегодно более 200 докладов и сообщений. С 1865 организовывались педагогические выставки. Во время 1-й Всерос. политехнической выставки (1872) музеем были открыты временные курсы для учителей начальных школ и инспекторов народных училищ; издан каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальной и средней школы (своеобразная энциклопедия наглядных средств обучения). В 1890 впервые организована Выставка детских игрушек, игр и занятий. Педагогический отдел музея внёс значительный вклад в изучение наследия Я.А. Коменского и Д.К. Ушинского. Деятельность музея получила известность не только в России, но и за рубежом. На Брюссельской гигиенической выставке гигиенический отдел музея отмечен высшей наградой. Участники Парижской географической выставки (1875) высоко оценили деятельность географического отдела музея и рекомендовали во всех государствах учредить М.п. по его образцу. Музей организовывал публичные лекции И.М. Сеченова, Н.М. Пржевальского, Лесгафта, С.М. Соловьёва. Н.X. Весселя и других учёных, народные чтения. Ежегодно лекции посещали св. 100 тыс. слушателей. При музее работали "Общедоступные музыкальные классы", в которых преподавали Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев. В 90-х гг. 19 в. музей выступил инициатором и организатором всероссийских педагогических съездов. Однако независимый от МНП, музей был постоянно объектом нападок чиновников. После 1917 музей вошёл в число научно-педагогических учреждений Наркомпроса РСФСР. С 90-х гг. 19 в. широкую известность получили подвижные М.п., создаваемые по инициативе общественности. В 1892 осн. Петербургский подвижной музей наглядных пособий (с 1894 - при Комиссии по техническому образованию Русского технического общества); в его работе участвовали деятели внешкольного образования (Н.А. Рубакин, М.В. Новорусский и др.). После 1917 музей некоторое время функционировал как Центральный внешкольный педагогический музей. В 1903 создан один из крупнейших М.п. при Московском университете (на базе коллекций, переданных в дар профессорами университета Н.А. Умовым, Д.Н. Анучиным, Р.Ю. Виппером и др.; в фонде насчитывалось св. 3 тыс. предметов). В 1908 музей передан учебному отделу Общества распространения технических знаний. Большую известность имел Киевский педагогический музей (осн. в 1902 при управлении Киевского учебного округа). Число подвижных музеев быстро росло (с 10 музеев в 1900 до 67 в 1903). Наиболее известны музеи: Новоузенский (1901), Казанский (1902), а также уездные музеи - Можайский, Волоколамский, Рузский, Серпуховский, Подольский, Коломенский, Звенигородский, Московской и Курской губерний и др. В 1910-12 земства предложили использовать М.п. для организации внешкольного и профессионального образования на местах. После 1917 М.п. оказывали содействие школьному и внешкольному образованию, вели методическую работу с учителями и учащимися. При них комплектовались библиотеки, организовывалось абонементное пользование наглядными пособиями, работали различные комиссии, кружки. К концу 30-х гг. почти все М.п. прекратили существование, до 1941 действовал Музей по народному образованию в Москве, до 1962 - в Ленинграде. См. также Музеи, Музеи школьные

Просмотров: 1203
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • 12.03.1917
  • »ЕЖЕГОДНИК МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА АКАДЕМИИ НАУК СССР»
  • Антропологический музей
  • Внутришкольная подготовка педагогических кадров в области информатизации образования
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (май - ноябрь 1917)
  • ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ
  • Деятельность учреждения дополнительного образования детей
  • КИНКУЛЬКИН Альберт Тимофеевич (р. 1917)
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • МУЗЕИ
  • МУЗЕИ
  • МУЗЕИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
  • МУЗЕИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ
  • МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
  • МУЗЕИ ШКОЛЬНЫЕ
  • МУЗЕЙ
  • МУЗЕЙ
  • МУЗЕЙ ИГРУШКИ
  • МУЗЕЙ ИГРУШКИ
  • МУЗЕЙ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА
  • Музей
  • Музей
  • Музей
  • ОБЩЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ в России
  • ОСТРОГОРСКИЙ Алексей Николаевич (1840-1917)
  • Педагогические курсы ведомства военно-учебных заведений
  • СЪЕЗДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ и по народному образованию
  • Хазарыкочевой тюрко-язычный народ, появившийся в Восточной Европе после гуннского нашествия (4 в.). В 60-х гг. 6 в. были покорены Тюркским каганатом. С середины 7 в, создали Хазарский каганат. После его падения растворились в среде тюркских кочевых н
  • ЭРН Владимир Францевич (1882 - 1917)
  • ЭРН Владимир Францевич (1882-1917)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь