Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
УЧИТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ в РоссииПервыми проф. орг-циями учителей и воспитателей были ссудно-сберегательные кассы и об-ва взаимной помощи, появившиеся в 60-х гг. 19 в. Такие об-ва были организованы в Одессе (1866), в Москве (1870) - Об-во воспитательниц и учительниц, в Рязани (1882) - Об-во пособия учащим в нач. уч-щах и ряд др. К 1894 было 15 об-в, каждое из к-рых имело свои программу деятельности и устав (9 из них состояли при Ведомстве Мин-ва внутр. дел и 6 - при МНП). В дек. 1902 - янв. 1903 состоялся 1-й Всерос. съезд представителей об-в вспомоществования лицам учительского звания; к тому времени подобных орг-ций насчитывалось ок. 70. 5 июля 1894 был принят «нормальный» (типовой). устав, к-рый строго ограничивал рамки деятельности об-в взаимного вспомоществования учителей исключительно сферой материальной взаимопомощи. Стремление учителей включить в уставные задачи об-в культурно-образоват. работу среди педагогов, защиту их прав не получило офиц. поддержки. Лишь нек-рые об-ва взаимопомощи учителей, имевшие собств. уставы, утверждённые ещё до введения типового, пользовались более широкими правами (Об-во взаимного вспомоществования учителям и учительницам Нижегородской губ., Петерб. пед. об-во взаимной помощи, осн. в 1893). Одной из форм проф. объединения учителей были обществ.-пед. собрания, к-рые могли создаваться после 1894 с целью совместного проведения досуга их членов. Многообразием направлений отличалась деятельность Петерб. обществ, собрания педагогов (осн. Пед. об-вом взаимопомощи в 1893), а также Моск. пед. собрания (1902), к-рое после закрытия Пед. об-ва при Моск. ун-те взяло на себя ряд его функций, напр., организацию психол. лаборатории и проведение эксперим.-пед. исследований. Деятельность учительских об-в значит. ельно активизировалась и приобрела новые формы и содержание в период 1905—07. Возникли новые союзы, с полит. направленностью: Всерос. союз учителей и деятелей по нар. образованию (см. в ст. Всероссийский учительский союз), Всерос. союз учителей и деятелей ср. школы, Социал-демокр. союз деятелей по шк. и внешк. образованию, Ака-демич. союз, объединивший деятелей науки и преподавателей высш. школы, корпорации гор. учителей Москвы и Петербурга, Федерация нац. и терр. союзов учителей и др. деятелей по нар. образованию и др. Вопросы полит. ориентации и определения платформы учительского союза, дискуссии о том, быть ему чисто проф. или проф.-полит. орг-цией, занимали одно из центр, мест на съездах Всерос. союза учителей, созывавшихся в 1905—07. Всерос. союз учителей и деятелей ср. школы занимался гл. обр. конкретными вопросами шк. реформы, реорганизации ср. школы на основах автономии и демократизации. Обсуждались цели и принципы школы нового типа, ступени обучения и их образоват. содержание, вопросы организации шк. управления и участия общественности в шк. деле. Новый этап в своём развитии переживали в это время об-ва взаимопомощи. Нек-рые из них, превратившись в «благотворительные кассы» и «канцелярии по выдаче пособий», сделались непопулярными среди учительства, другие слились с возникшими на местах ячейками учительских союзов. Часть этих об-в активизировала свою деятельность, начав явочным порядком осуществлять то, что не допускалось прежде тесными рамками «нормального» устава. После прекращения деятельности учительских союзов (1907). об-ва взаимопомощи вновь стали центрами проф. объединения учителей. Многие из этих об-в проводили работу по улучшению условий труда и быта своих членов, организации их отдыха и лечения, а также по повышению проф. уровня учителей, устраивая съезды, курсы, выставки, организуя снабжение педагогов пособиями и лит-рой, лекции, экскурсии, открывая учительские библиотеки и читальни. В 1910-х гг. среди членов об-в взаимопомощи учителей большую популярность завоевала идея создания учительских домов - постоянных учреждений, концентрирующих в себе всю работу об-в, их организац. и просветит, мероприятия. К кон. 1913, когда был созван 2-й съезд им. К. Д. Ушинского представителей этих об-в, учительские дома уже имели Вологодское, Вятское, Нижегородское, Рязанское, Чердынское, Ярославское и нек-рые др. об-ва. Наиб. крупным из подобных учреждений был Моск. учительский дом (открыт в 1911), построенный по проекту А. У. Зеленко Об-вом взаимной помощи при учительском ин-те при участии др. учительских организаций, приславших свои взносы на его стр-во. Учительский дом был хорошо оборудован, имел кабинеты для разл. занятий, комнаты для приезжих учителей, музей наглядных пособий, пед. и дет. библиотеки и т. д. По решению съезда им. Ушинского для координации деятельности У. о. в нач. 1914 было создано справочное бюро, занимавшееся установлением связей между об-вами. Справочным бюро был подготовлен обзор деятельности учительских об-в за 1914 и 1915 («Ежегодник учительских об-в»). В 1915 было основано Всерос. пед. об-во, на базе к-рого после Февр. революции 1917 возникли две новые орг-ции - Учительский союз в Петрограде и Союз деятелей ср. школы в Москве, объединение к-рых фактически воссоздало Всероссийский учительский союз. В 1919 был осн. Всерос. профсоюз работников просвещения и социалистич. культуры, в к-рый в 1921—22 входили и деятели иск-в и печати. В 1922—34 существовал профсоюз работников просвещения (Рабпрос), объединявший педагогов образоват. и политико-просветит. учреждений. В 1-й пол. 30-х гг. образованы профсоюзы работников нач. и ср. школы, а также работников высш. школы и науч. учреждений, работников дошк. учреждений. После ряда реорганизаций они вновь объединились в 1956 под руководством ВЦСПС; в 1957 образован Профсоюз работников просвещения, высш. школы и науч. учреждений (просуществовал до кон. 1991). С 1992 интересы работников общеобразоват. учреждений и преподавателей ср. и высш. уч. заведений представляет Профсоюз работников нар. образования и науки Рос. Федерации (4,8 млн. чл.), входящий в Федерацию независимых профсоюзов России. Лит. Чарнолуский В. И., Учительские орг-ции в России, М, 1908; Золотарев С. А., Очерк по истории учительского объединения в России, [б. м.], 1915; Михайлова М. В., Общественные педагогические и просветительные орг-ции дорев. России, М., 1993; см. также лит. при ст. Съезды педагогические и по народному образованию. М. В. Михайлова Учительские организации международные, подразделяются на две осн. категории - организации профсоюзного и проф.-пед. характера. Различают также У. о. по форме объединения - конфедерации, федерации и ассоциации нац. У. о.; по географическому составу их членов - всемирные, межрегиональные, региональные (напр., европ., африканские и др.). субрегиональные (напр., Союз учителей сев. стран Европы, Карибская ассоциация учителей-католиков и др.); по проф. составу - универсальные, охватывающие всех педагогов и работников образования, и орг-ции, объединяющие группы преподавателей отд. предметов, директоров школ, учителей нач. классов и др. Междунар. У. о. прошли сложный ист. путь развития. Осн. цели У. о.: развитие сотрудничества между учителями, защита их проф. прав и интересов, содействие повышению статуса педагогов в обществе, росту их материального благополучия и др. В зависимости от идеология, ориентации У. о. решают также свои специфич. задачи, входят в те или иные объединения профсоюзов и строят отношения с др. орг-циями. Для совр. проф. движения учителей характерна тенденция к объединению, укреплению орг-ций и развитию сотрудничества на нац. и междунар. уровне. Так, напр., в 1974—93 четыре крупнейших междунар. У. о. (см. список). взаимодействовали через Междунар. бюро просвещения в рамках подготовки сессий Междунар. конференции по образованию. В 80-—90-х гг. программы практически всех У. о. стали включать лозунги борьбы за сохранение мира, междунар. взаимопонимание, за социальную справедливость, против колониализма, расизма, дискриминации в образовании и др. Учительское профдвижение 90-х гг. характеризуется также значит. изменениями в его составе: с возникновением многочисл. новых объединений ряд У. о. прекращает деятельность либо снижает свою активность. Всемирные и международные организации. До 1993 выделялись 4 крупнейшие У. о. профсоюзного характера, объединяющие св. 70% учителей и др. работников образования в мире: Всемирная конфедерация орг-ций учительской профессии (ВКОУП), Междунар. федерация свободных учительских союзов (МФСУС), Междунар. федерация профсоюзов работников просвещения (МФПРП), Всемирная конфедерация профсоюзов учителей (ВКПУ). В 1993 на базе ВКОУП и МФСУС образован Интернационал образования (ИО). Всемирная конфедерация организаций учительской профессии (англ. World Confederation of Organizations of the Tea-ching Profession - WCOTP; франц. Confederation mondiale des organisations de la profession enseignante - CMOPE). B 1952—93 самая крупная У. о. основана в Копенгагене в результате слияния трёх У. о.: Всемирной орг-ций учительской профессии (World Organization of the Teaching Profession - WOTP), Междунар. федерации ассоциаций учителей нач. школы (Foderation internationale des associations dinstituteurs - FIAI, осн. в 1926). и Междунар. федерации учителей ср. школы (Federation internationale de professeurs de lenseignement secondaire officiel - FIPESO, осн. в 1912). Штаб-квартира в г. Морж (Швейцария). Члены - 191 нац. У. о. из 120 стран мира (полные члены). и 28 пед. ассоциаций и об-в (члены-сотрудники), объединявших ок. 13 млн. чел. (1993). Имела пост, представительство при ЮНЕСКО, региональные представительства в Африке (3), Лат. Америке (3), Азии (2); проводила междунар. и региональные конференции, семинары и т. п. Международная федерация свободных учительских союзов [англ. International Federation of Free TeachersUnions (IFFTU); франц. Secretariat professionnel international de lenseignement (SPIE) - Междунар. проф. секретариат (МПС). учителей (1951—93)]. Основана учительскими профсоюзами США и ряда стран Зап. Европы, вышедшими из МФПРП. Штаб-квартира в Амстердаме. Члены - 110 нац. учительских союзов, объединявших ок. 9,5 млн. чел. в 75 странах и территориях (1993). Имела представительство при ЮНЕСКО, региональные бюро в Азии, Африке, Лат. Америке, консультативный статус при ЮНЕСКО, Совете Европы и др.; проводила региональные конференции, семинары и т. п. Интернационал образования (англ. Education International - EI; франц. Internationale de leduca-tion - IE; нем. Bildungsinternationale - BI). Самая крупная У. о. за всю историю учительского профдвижения. Создана с целью преодоления соревнования и дублирования в деятельности междунар. У. о. Штаб-квартира в Брюсселе, в Междунар. доме профсоюзов. Члены - 250 нац. орг-ций профсоюзов работников образования, объединяющих св. 18 млн. чел. в 135 странах и территориях (1995). Консультативный статус при ЮНЕСКО (А), ЭКОСОС, Совете Европы, ЮНИСЕФ, МОТ. ИО провозглашает независимость от пр-в, полит. партий, идеологич. или религ. группировок, выступает за применение Всеобщей декларации прав человека через развитие образования и воздействие коллективной силы учителей и работников образования, внедрение в практику междунар. стандартов труда учителей, содействие продвижению женщин на руководящие роли в обществе и в пед. профессии на всех уровнях образования. Гл. задачи: признание общественного (гос.). образования основой развития образования и общества; должное гос. финансирование образования; поощрение образо-ват. реформ в целях адаптирования шк. систем к изменяющейся реальности, обеспечение качеств, образования для всех учащихся; разработка и осуществление спец. программ в сферах образования, вызывающих озабоченность общества и др. Всемирный конгресс (1 раз в 3 года; 1-й состоялся в 1995 в Хараре, Зимбабве). избирает исполнит, к-т (през., 4 вице-през., ген. секр., 10 региональных членов - по 2 от каждого региона). Имеет 4 пост, к-та по секторам образования: дошк. воспитания и нач. образования, ср. образования, послесреднего и высш. образования, профподготовке; 3 др. к-та - по положению женщин, финансам, конституции и регламенту. Региональные бюро в Гондурасе, Коста-Рике, Малайзии, Сент-Люсии, Таиланде, Того, Уругвае. Издаёт бюлл. «El Montly Monitor» («Ежемес. советник ИО»), ежекварт. журн. «Education International» («Интернационал образования») - оба на англ., франц. и исп. языках. Международная федерация профсоюзов работников просвещения (англ. World Federation of Teachers Unions; франц. Federation internationale syndicale de lenseignement - FISE). Осн. в 1946 в Париже по инициативе Всемирной федерации профсоюзов (ВФП). в результате слияния Интернационала работников просвещения (осн. в 1922), Междунар. федерации свободных учительских союзов (1926; в 1951 вышла из МФПРП и воссоздана как самостоят. орг-ция, см. выше). и Конфедерации учителей Америки (1929). В 1949 присоединилась к ВФП. Объединяла преим. орг-ций социа-листич. стран и ряда стран Зап. Европы, Азии, Африки и Лат. Америки. Сов. профсоюзы вступили в МФПРП в 1948. Штаб-квартира находилась в Праге, затем в Берлине (ГДР), с 1991 - в Монт-рёй (Франция). Члены - 150 нац. У. о. и более широких профсоюзов, объединяющих работников образования в 70 странах мира, 4 региональные У. о. (Африка, Лат. Америка, Карибский регион, араб, страны). (1995). Статус при ЭКОСОС, ЮНЕСКО (А), МОТ.н. др. Член Междунар. центра по правам профсоюзов, к-та по сотрудничеству междунар. У. о. Уставная конференция (1 раз в 4 года). избирает адм. к-т (през., 6 вице-през., ген. секр., члены). Проводит исследования по вопросам улучшения условий труда учителей, связи науч.-техн. прогресса и образования, строительства демокр. школы, нац. культуры в развивающихся странах, вклада образования в развитие общества. Издаёт бюлл. «FISE Information Letter» («Информац. бюллетень МФПРП», 8 раз в год; на франц., англ., исп., рус., нем., португ. и араб, языках), журн. «Teachers of the World» («Учителя мира», 4 раза в год; на франц. англ. и исп. языках). и др. Всемирная конфедерация профсоюзов учителей [франц. Confederation syndicale mondiale des enseignants (CSME); англ. World Confederation of Teachers (WCT) - Всемирная конфедерация учителей]. Осн. в Женеве в 1963 как Междунар. профсоюзный совет учителей (совр. назв. с 1970); примыкает к Всемирной конфедерации труда - ВКТ (осн. в 1968, преемница Междунар. конфедерации христ. профсоюзов, осн. в 1920). Штаб-квартира в Брюсселе. Члены - нац. и региональные У. о. и профсоюзы, объединяющие учителей в 42 странах (1995). Статус при ЮНЕСКО (А), ЭКОСОС, признана ООН, МОТ, Советом Европы, Европ. Союзом и др. Провозглашает приоритет труда и трудящихся над всеми др. производств, факторами, полную независимость от всех полит. партий, пр-в, церквей и др. Осн. цели: работа по реализации общих задач ВКТ, изучение социальных и экон. условий труда учителей, разработка региональных программ деятельности для Европы, Азии, Африки, Лат. Америки и программы сотрудничества с междунар. неправительств, орг-циями. Всемирный конгресс (1 раз в 4 года). избирает исполком (през., ген. секр., казначей, 1 член). и Конфедеральный совет (чл. Исполкома, 5 вице-през., от регионов - Европы, Азии, Африки, Лат. Америки, Сев. Америки и по 1 представителю от 5 региональных орг-ций этих же регионов). Финанс. к-т, проф. советы. Региональные бюро в Каракасе (Венесуэла), Маниле (Филиппины), Ломе (Того). Публикации в журн. «Labor» («Труд», 4 раза в год; на франц., англ., нем., исп. и голл. языках). и др. Всемирный союз учите-л с й-к атоликов (ВСУК; итал. Unione Mondiale Insegnanti Cattolici - UMIC; франц. Union mondial des ensei-gnants catholiques - UMEC; англ. World Union of Catholic Teachers - WUCT). Осн. в 1910 в г. Бохум (Германия), в годы 2-й мировой войны прекратил деятельность, восстановлен в 1951. Штаб-квартира в Риме. Члены - ассоциации учителей-католиков в 31 стране Европы, Америки, Азии и Африки (1994). Консультативный статус при ЮНЕСКО (С), Совете Европы. Осн. задачи: изучение и продвижение католич. доктрины через образование в школе, обмен информацией в области религ., нравств. и проф. подготовки учителей и др. Ген. ассамблея (1 раз в 4 года). избирает Совет (през., 2 вице-през., ген. секр., 10 членов и др.). и исполком (през., 2 вице-през., ген. секр., капеллан и др.). Проводит 1 раз в 4 года междунар. конгрессы, приуроченные к ген. ассамблее, европ. и региональные встречи и т. п. Региональные бюро в Боготе (Колумбия). и Маниле. Издаёт информац. бюлл. «Nouvelles de IUMEC» («Новости ВСУК», 4 раза в год; на франц. и англ. языках). и др. Региональные и субрегиональные организации. Европейская ассоциация учителей (ЕАУ; англ. Euro-pean Association of Teachers - ЕАТ; франц. Association europeenne des enseig-nants - AEDE). Осн. в 1956 в Париже. Члены - 21 нац. ассоциация учителей, а также св. 25 тыс. индивидуальных членов в 20 странах Европы. Консультативный статус при ЮНЕСКО (С), Совете Европы (В). Осн. задачи: углубление знаний учителей по европ. проблемам, в т. ч. по истории европ. цивилизации, и ознакомление с этими проблемами учащихся. Конгресс делегатов (1 раз в 3 года). избирает Европ. к-т.н. Исполнит, бюро. Имеет 25 междунар. групп, проводит междунар. встречи. Издаёт журн. «Documents pour lenseignement» («Документы для преподавания»), дидактич. материалы и уч. пособия. Совет учителей северных стран Европы (англ. Nor-dic Teachers Council; франц. Conseil des syndicats nordiques des professeurs). Осн. в 1968. Члены - 11 нац. ассоциаций в 6 странах и территориях Сев. Европы (Дания, Исландия, Норвегия, Фарерские о-ва, Финляндия, Швеция). (1994). Сотрудничает с Сев. Советом, Советом министров Сев. стран и др. В Совет (2 заседания в год). входят пред., вице-пред, и секретари нац. ассоциаций (председательство ежегодно переходит к одному из председателей нац. ассоциаций). Общеафриканская организация учительской профессии (ОАОУП; англ. All Africa Teachers Organization - ААТО; франц. Organisation panafricaine de la profession enseignante - ОРАРЕ). Осн. в 1974 как специализиров. учреждение Орг-ции единства афр. профсоюзов, самостоят. статус с 1987. Секретариат в г. Аккра (Гана). Члены - нац. учительские орг-ции в 35 гос-вах-членах Орг-ции афр. единства (ОАЕ). Статус при ЮНЕСКО (С). Сотрудничает с МФПРП, Советом учителей Сев. стран Европы. Ассамблея делегатов (1 раз в 4 года). избирает исполком (през., 3 вице-през., представители - по одному от 6 зон Африки и др.). Издаёт информац. бюлл. «All Africa Teachers Organization Newsletter» («Бюллетень общеафриканской орг-ции учительской профессии», 4 раза в год). Азиатская конфедерация учителей (англ. Asian Confedera-tion of Teachers; франц. Federation pro-fessionnelle asiatique pour lenseignement). Секретариат в Маниле. Члены - учительские орг-ции cip in Азии. Поддерживает отношения с Братством азиат, тред-юнионистов, ВКОУП. Карибская ассоциация учителе й-к атоликов (англ. Caribbean Association of Catholic Teachers - САСТ; франц. Association des professeurs catholiques des Caraibes). Осн. в 1967. Секретариат в г. Кастри (Сент-Люсия). Ген. секр. в г. Сент-Джорджес (Гренада). Члены - Карибские ассоциации учителей-католиков. Организации профессионально-педагогического характера. Всемирная федерация ассоциаций преподавателей иностранных языков (ВФАПИЯ; англ. World Federation of Foreign-Language Teachers Associations; франц. Federation internationale des professeurs de langues vivantes - FIPLV). Осн. в 1931. Штаб-квартира в Цюрихе. Члены - действительные (нац. многоязычные ассоциации в 46 странах и 2 транснац. языковые ассоциации - Ассоциация языков Вост. Африки и Зап.-Афр. ассоциация совр. языков и лит-ры). и просто члены - 6 междунар. одноязычных ассоциаций [Междунар. федерация преподавателей франц. языка, Междунар. ассоциация преподавателей нем. языка, Междунар. ассоциация преподавателей англ. языка как иностранного, Междунар. ассоциация преподавателей рус. языка и лит-ры (МАПРЯЛ), Европ. ассоциация преподавателей исп. языка, Преподаватели англ. языка - говорящим на др. языках] (1995). Статус при ЮНЕСКО (В), ЭКОСОС. Издаёт информац. бюлл. «FIPLV World News» («Всемирные новости ВФАПИЯ», 4 раза в год), учебники и уч. пособия по преподаванию иностр. языков и др. Международная федерация преподавателей французского языка (франц. Federation international des professeurs de fran-cais - FIPF). Осн. в 1969. Секретариат в г. Севр (Франция). Члены - действительные (нац. ассоциации в 71 стране, в т. ч. в России, Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии). и члены-корреспонденты в 25 странах, в т. ч. в России (1994). Консультативный статус при Совете Европы. Издаёт журн. «LUnivers du francais» («Мир франц. языка», 4 раза в год), «Dialogues et culture» («Диалоги и культура», 1—2 раза в год). Международная ассоциация преподавателей немецкого языка (англ. International Association of Teachers of Ger-man - IDV). Осн. в 1968. Секретариат в Будапеште. Члены - 75 нац. ассоциаций в 58 странах (1994). Издаёт бюлл. (нерегулярно). Международная ассоциация преподавателей итальянского языка (англ. International Association of Teachers of Italian - AIPI). Секретариат в Брюсселе. Члены - нац. ассоциации и индивидуальные члены из 37 стран (1994). Издаёт журн. «Civilta Italiana» («Итал. культура»). Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ; англ. International Association of Teachers of the Russian Lan-guage and Literature). Осн. в 1957. Секретариат в Москве. Члены - нац. ассоциации, группы преподавателей и исследователей рус. языка, уч. заведения в 75 странах (1994). Статус при ЮНЕСКО (С). Издаёт журн. «Russian Language in the Countries of the World» («Рус. язык в странах мира»). Международная ассоциация преподавателей танцев (МАПТ; International Dance Teachers Association - ГОТА).Осн. в 1967. Секретариат в г. Брайтон (Великобритания). Члены - члены-корреспонденты и члены-сотрудники в 31 стране, в т. ч. в странах быв. СССР. (1994). Издаёт еже-мес. журн. «Dance Teacher» («Учитель танцев»), ежегодник «Dancing Year Book». Европейская ассоциация директоров средних школ (англ. European Secondary Heads Association - ESHA; франц. Association europeenne des chefs detablisse-ment du secondaire). Осн. в 1988. Члены - действительные (орг-ции директоров ср. школ, зам. директоров и индивидуальные директора в странах Европ. Союза). и члены-корреспонденты (аналогичные группы в 12 странах - не членах Европ. Союза). (1994). Издаёт информац. бюлл. «ESHA Bulletin» («Бюллетень ЕАДСШ», 3 раза в год); опубликован «Карманный справочник ЕАДСШ для директоров школ» (1994; «ESHA Vade-mecum for School Heads»). Краткие сведения о всемирных, региональных, субрегиональных и др. У. о. регулярно сообщаются в «Ежегоднике междунар. орг-ций» («Yearbook of International Organization / Annuire des organi-sations internationales»). Ю. С. Алфёров. УШАКОВ Дмитрий Николаевич [12(24). 1.1873, Москва, —17.4.1942, Ташкент], языковед, ч.-к. АН СССР. (1939), дер филол. наук (1936). Окончил Моск. ун-т (1895); ученик Ф. Ф. Фортунатова. Преподавал в ср. школе (до 1913), МГУ (проф.; работал с 1907 до конца жизни), на Высш. жен. курсах, в Ин-те слова, Лит. ин-те им. М. Горького, МИФЛИ и др. Работы по общему языкознанию, диалектологии, истории рус. языка, орфографии, орфоэпии, лексикографии. В 1903—15 У. - зам. председателя, а в 1915—31 - пред. моек, диалектологич. комиссии при АН СССР, ред. выпусков её трудов. В книге «Рус. правописание» (1911). показал соотношение между рус. лит. произношением и существовавшим тогда правописанием и обосновал необходимость реформы последнего; участвовал в составлении проекта орфогра-фич. реформы 1917—18. Возглавлял Орфографич. комиссию Наркомпроса (30-е гг.). Был инициатором изучения рус. орфоэпии, выступал за организованное и систематич. повышение культуры речи и грамотности народа. У. - составитель и гл. редактор «Толкового словаря рус. языка» (т. 1—4, 1934—40). Участвовал в составлении программ и учебников по рус. яз. для нач., ср. и высш. школы. Составил «Орфографич. словарь рус. языка» (1934), с 6-го изд. - в соавт. с С. Е. Крючковым, в 1986 вышло 39-е издание. Соч.: Рус. язык. Краткое систематич. школьное руководство по грамматике, правописанию и произношению, М. -Л., 19272; Рус. орфоэпия и ее задачи, в сб.: Рус. речь. Новая серия, в. 3, Л., 1928; Рус. лит. язык, М., 1929; К вопросу о правильном произношении, М., 1964. Лит.: Аванесов Р. И., Д.Н.Ушаков, «Изв. АН СССР. ОЛЯ», 1973, т. 32, в. 2; Иорданский А. М., Д. Н. Ушаков, «Рус. язык за рубежом», 1973, № 3; Реформатский А. А., Д. Н. Ушаков, РЯШ, 1973, № 1; Булахов М. Г., Вост.-слав. языковеды. Биобибл. словарь, т. 3, Мн., 1978.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|