|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
КРОПОТКИН Пётр Алексеевичкнязь [27.11(9.12).1842, Москва, — 8.2.1921, Дмитров], учёный-энциклопедист, автор ряда исследований в области географии, геологии, биологии, истории, социологии, этики, литературы; революционер, основатель теории анархо-коммунизма. В 1862 окончил Пажеский корпус. В 1860-х гг. совершил ряд экспедиций по Вост. Сибири. С 1872 участник рев. движения, в 1874 арестован, в 1876 бежал из Николаевского госпиталя Петропавловской крепости, эмигрировал. В течение 40 лет жил в Швейцарии, Франции и гл. обр. в Англии, занимался науками, издательской и публицистич. деятельностью. Библиография его трудов, изданных на всех европейских и ряде вост. языков, превышает 2 тыс. назв. После Февр. революции 1917 вернулся в Россию, жил в Петрограде, Москве, затем в Дмитрове. Социальная модель К. строилась на основе сформулированного им биосоцио-логич. закона взаимной помощи и солидарности и предполагала рев. переустройство общества на коммунистич. началах без гос. форм. В проектируемом обществе К. видел возможность всестороннего развития способностей человека, его ума, чувств и воли: каждый должен заниматься в равной степени умственным и физич. трудом, а досуг обеспечит занятия творчеством в области науки, иск-ва, обществ. деятельности. Социальная концепция К. обусловила и его пед. взгляды, в основу к-рых легли идеи развития в детях инстинкта взаимопомощи, солидарности, справедливости; воспитание уважения к труду, сочетания при обучении умственного и физич. труда. Признавая необходимость специализации знаний, К. указывал, что она должна следовать за общим образованием, одновременно науч. и практическим. Такое интегральное (всестороннее) образование, осуществляющееся с первых шк. лет в сочетании со свободным трудовым воспитанием, призвано уничтожить, по мнению К., различия между физич. и умственным трудом. Задача воспитателя — пробудить в ученике веру в собств. силы, инициативу, чтобы он стал активным строителем жизни. Школе К. отводил решающую роль в перестройке сознания человека будущего общества. Там дети должны не только приобретать знания и трудовые навыки, но и учиться правильной организации трудовой жизни. Для развития чувства коллективизма К. предлагал создавать разл. ученич. об-ва по изучению местной жизни, наблюдению за природой, собиранию коллекций и т. д. Задачу следующего этапа образования, за пределами школы, К. видел в приобретении молодёжью науч. знания законов природы, теоретич. и практич. знания техники для удовлетворения материальных потребностей людей, дающего возможность свободного обществ. развития. Идеи трудового воспитания и практич. рекомендации К. по организации трудовой школы оказали влияние на становление советской школы в 20-е гг. Соч.: Ручной труд в школе, «Свободное воспитание и свободная трудовая школа», 1918, N 8—9; Поля, фабрики и мастерские, М., 1921; Хлеб и воля, П. — М., 1922; Этика, М., 1991. Лит.: Крупская Н. К., ГРец.], П. А. Кропоткин. Поля, фабрики и мастерские, в её кн.: Пед. соч., т. 10, М., 1961; Критская Н. А., Пед. идеи П. А. Кропоткина, в кн.: Петр Кропоткин. Сб. статей, П. -М., 1922; Пирумова H. M., Петр Алексеевич Кропоткин, М., 1972 (библ.); Старостин Е. В., П. А. Кропоткин (1842—1921). Библиография, указатель печатных трудов, в. 1 — 2, М., 1980; Удар-цев С. Ф., Кропоткин, М., 1989. H. M. Пирумова.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|