ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ

(ГУС, ГУСОРЕСП), высший коор-динац. центр науч. жизни Сов. России в период 1919 — кон. 20-х гг. Образован по Декрету СНК РСФСР 4 марта 1919 в составе Наркомпроса РСФСР. В 1923- 1925 входил в состав Академич. центра Наркомпроса РСФСР, руководил осуществлением политики сов. гос-ва в области науки, иск-ва, образования и Социалистич. воспитания. Осн. задачи: связь гос. органов с науч. и пед. работниками; выработка стратегич. плана нар. просвещения и планов развития исследований в отд. отраслях науки; развёртывание сети Н.-и. учреждений и вузов; программнометод. руководство учреждениями системы общего образования. Руководил ГУСом нарком просвещения. Координация возлагалась на президиум (по 1932 возглавлял зам. наркома M. H. Покровский). Среди членов ГУСа, состав к-рого в отд. периоды доходил до 320 чел., были А. Н. Бах, А. Я. Вышинский, Н. П. Горбунов, А. М. Деборин, П. М. Керженцев, П. С. Осадчий, Д. Н. Прянишников, Д. С. Рождественский, И. И. Скворцов-Степанов, И. Д. Удальцов, П. К. Штернберг. Проводились пленумы ГУСа (1919- 1925 и 1929—31). Для организации текущей работы ГУС в 1921 разделён на 3 секции: науч.-политическую [проблемы изучения и преподавания обществ. наук; входили только члены ВКП(б), пред. Покровский]; науч.-техническую (исследование и преподавание естеств., точных и прикладных наук; В. П. Волгин, затем О. Ю. Шмидт); науч.-педагогическую (Н. К. Крупская), разработавшую новое содержание шк. образования, организац. формы и методы уч.-воспитат. процесса, пути политехнизации школы и вопросы осуществления ученич. самоуправления. В 1923 образованы науч.-худож. секция, а в 1930—31 — секции просвещения национальностей, дошкольная, медико-биол., университетская, проф.-техн. образования.

Науч.-пед. секция (НПС) являлась идейно-теоретич. центром сов. школы и педагогики. Структура секции менялась. В 1924 в её составе были подсекции: прог-раммно-метод., пед. образования; учебников; педологическая; социально-правовой охраны детства; учёта пед. работы; опытно-показат. учреждений; худож. воспитания. На правах подсекции действовала ассоциация Н.-и. ин-тов в области педагогики. Позднее появились подсекции: дошкольная, школьная, политехнизма и др. Органом НПС был журн. «На путях к новой школе» (1922—33; ред. Н. К. Крупская). В составе НПС ГУСа активно работали И. А. Арямов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Г. О. Гордон, Б. П. Есипов, А. Б. Зал-кинд, Б. В. Игнатьев, H. H. Иорданский, А. Г. Калашников, М. В. Крупе-нина, А. П. Пинкевич, М. М. Пистрак, И. Г. Розанов, Е. Т. Руднева, И. Л. Цветков, С. Т. Шацкий, В. Н. Шульгин, М. С. Эпштейн и др. Всего в составе НПС ГУСа было ок. 50 чел. НПС ГУСа действовала как гос.-обществ. орган, опиравшийся на коллективную творческую мысль; здесь разрабатывались прог-раммно-метод. материалы, учебники и рабочие книги для всех видов уч. заведений, проводились конференции и семинары работников нар. просвещения. Крупным науч. достижением НПС стало создание Программ ГУСа для гор. и сел. школ 1-й и 2-й ступени (выделяется вариант 1927), представлявших собой новаторскую концепцию социалистеч. содержания общего образования. С 1929 началась неправомерная перестройка деятельности ГУСа по превращению его в идеологич. центр Наркомпроса (Положение о ГУСе 10 янв. 1929). С 1930 руководство страны проводило курс на чрезмерное расширение состава ГУСа, переход от постоянной работы секций к периодически созываемым пленумам, что привело к развалу его деятельности. В сент. 1933 ГУС упразднён и его функции перешли к уч.-метод. сектору Наркомпроса РСФСР и К-та по делам высш. школы при СНК СССР.

Лит.: Покровский M. H., ГУС и его работа, «Нар. просвещение», 1923. №9; с г. о же, Осн. задачи ГУСа. «Комму-нистич. просвещение». 1931, № 3; Положение о ГУСе, М.-Л., 1931; Материалы 1 сессии пленума ГУСа, Самарканд, 1930; Пед. кадры (тезисы и материалы ко 2 сессии ГУСа). М. — Л., 1930; Материалы к 3 сессии ГУСа, М. -Л., 1930; Резолюции 3 сессии ГУСа, М. -Л. 1931. М. В. Богуславский.

 

Просмотров: 1043
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ по истории системы образования и педагогики
  • АТТЕСТАЦИЯ учреждений общего образования
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Государственные требования в области общего образования
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЁНЫЙ СОВЕТ (ГУС, ГУСОРЕСП)
  • ЗАДАЧИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ГУСа
  • МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (МИНОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ)
  • НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ)
  • ОПЫТНО-ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ Наркомпроса РСФСР
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • Основные функции стандартов в области общего образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • Принципы государственной политики в области образования
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
  • ПРИНЦИПЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ И ЕГО ИСТОЧНИКИ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
  • Содержание образования и воспитания
  • уполномоченный орган в области образования
  • УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ
  • ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь