|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
СИРОТСТВО— социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. Однако в 20 в. во мн. странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям (см.Родительские права и обязанности). Социальные сироты - это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав (см. Лишение родительских прав), страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в т.ч. психическими, алкоголизмом, наркоманией и др. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии). Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними. С. тесно связано с безнадзорностью и беспризорностью. Причинами социального С. являются природные катаклизмы (катастрофы, голод и т.п.) и социальные потрясения - войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев, обнищание населения вследствие неэффективной государственной социально-экономической политики и пр. В Рос. Федерации проблемы социального С. вновь обострились в 90-е гг. с распадом СССР и переходом к новым экономическим отношениям. Дети и подростки из т.н. группы риска, предоставленные самим себе и не имеющие постоянного места жительства, нормальных бытовых условий, часто попадают под дурное влияние и совершают правонарушения и даже преступные деяния (см.Преступность несовершеннолетних). Такие дети поступают в исправительно-воспитательные заведения закрытого типа (специальные учебно-воспитательные учреждения, воспитательные колонии и пр.). Однако опыт показывает, что обществу лучше предупреждать явления социального С., чем потом исправлять его последствия. В Рос. Федерации предпринимаются меры по оказанию педагогической, психологической и медицинской помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Обязанности по выявлению таких детей возложены на органы опеки и попечительства, образования, здравоохранения и социального обеспечения, которые избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека и попечительство, дома ребёнка, детские дома, семейные детские дома, школы-интернаты и другие воспитательные учреждения). Предусмотрена система социальных пособий и льгот. Важной задачей является бытовое и трудовое устройство несовершеннолетних - выпускников воспитательных учреждений, их адаптация к самостоятельной жизни. Были приняты президентские программы помощи детям: "Дети России", "Дети Чернобыля", "Дети-сироты" и др. Вопросами С. занимаются Российский детский фонд и некоторые церковные и благотворительные организации. В международном масштабе проблемы С., защиты детства и прав детей (см. Дети) находятся в ведении Детского фонда ООН (см. ЮНИСЕФ), ЮНЕСКО и других организаций. См. также Дети,Защита детства,Лишение родительских прав,Преступность несовершеннолетних,Родительские права и обязанности, ЮНИСЕФ Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|