|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитанияв Рос. Федерации предназначены для лиц, совершивших аморальные проступки, общественно опасные деяния или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности. Спец. школы и спец. ПТУ созданы в 1964 после реорганизации дет. воспитат. колоний Мин-ва внутр. дел как уч. заведения полузакрытого типа (раздельно для мальчиков и девочек); находятся в ведении Мин-ва образования Рос. Федерации. Руководящий и пед. персонал подбирается и назначается органами управления образованием. Направление несовершеннолетних в спец. уч.-воспитат. учреждения определением суда является наиболее строгой и принудит, мерой воспитат. характера, применяемой к детям и подросткам. Специальные школы предназначены для детей и подростков 11—14 лет. В нек-рых случаях воспитанники находятся в школе и старше 15, но только до окончания уч. года. Подростки выпускаются из школы по представлению пед. совета решением комиссии по делам несовершеннолетних (по месту нахождения школы). Они направляются к родителям, в дет. дома, школы-интернаты, уч. заведения или трудоустраиваются. Неисправившиеся подростки по достижении 15 лет могут быть переведены в спец. проф.-тех. уч-ща. Спец. школы финансируются за счёт госбюджета и доходов, получаемых за работу воспитанников. За содержание детей в школе с родителей взимается ежемесячная плата. Сироты, а в отд. случаях и дети из многодетных семей зачисляются на полное гос. обеспечение. Все воспитанники обеспечиваются питанием, одеждой и др. необходимыми бытовыми предметами. В состав спец. школ входят общеобразоват. школы с 3-го по 9-й класс; уч.-производств. мастерские; жилые здания; физкультурно-оздорови-тельный и спорт.-культурный комплексы; медико-санитарная часть; карантинное помещение для внове поступающих; штрафная комната; подсобное х-во и др. Осн. задачи спец. школ: исправление и социальная реабилитация детей и подростков, продолжение их общеобразоват. и трудового обучения. Осн. проблема организации воспитат. системы спец. школы - сочетание пед. принципов образоват. учреждений и режима исправит, учреждения. В спец. учреждениях обеспечивается круглосуточный надзор и контроль за поведением воспитанников, исключающий возможность их свободного выхода за пределы учреждения, строгий распорядок дня. Воспитывающий характер пед. режима заключается в целесообразно продуманной организации жизни подростков, призван способствовать развитию социально полезных интересов и склонностей личности; гуманное отношение к каждому воспитаннику сочетается с высокой требовательностью и дисциплиной, наряду с убеждением (добровольность). могут использоваться меры принуждения (обязательность), соблюдения принятого распорядка, применяются методы поощрения инициативы воспитанников в учёбе, труде и примерном поведении, в т. ч. предоставление краткосрочного отпуска сроком от 3 сут до 1 мес к родителям во время каникул. С целью пресечения аморальных поступков применяются меры взыскания; устное предупреждение, запрещение развлечений; наиб. строгая - помещение в штрафную комнату сроком до 2 сут.н. др. Воспитанникам разрешается получение и отправление писем, посылок. Служба охраны и режима имеет право производить личный осмотр воспитанников с целью изъятия запрещённых к хранению предметов. Уч.-воспитат. работа строится на принципах соединения общеобразоват. подготовки с общественно полезным производит, трудом по уч. планам и программам, утверждённым Мин-вом образования Рос. Федерации. Осн. форма обучения - урок. Широко используются методы обучения, способствующие выработке навыков самостоят. работы и умения применять полученные знания на практике, разл. формы внеуч. работы. К уч.-производит, труду воспитанники привлекаются в зависимости от возраста и физич. развития от 2 до 4 часов в день в уч.-производств, мастерских, уч. подсобном х-ве. Процессу перевоспитания способствует создание пед. персоналом воспитат. коллектива с активно действующими органами ученич. (»управления. Над спец. школами, как правило, шефствуют пром. и с.-х. предприятия, гос. и обществ, орг-ции; создаются обществ, попечительские советы. Администрация и пед. коллектив обязаны поддерживать связь с родителями (переписка, личные беседы, родит, собрания и др.). Родители имеют право на краткосрочные свидания с детьми, переписку, телефонные разговоры, посылки, передачи. Специальные профессионально-технические училища (спец. ПТУ). предназначены для несовершеннолетних правонарушителей 14—18 лет. Воспитанники содержатся в уч-ще от одного до 3 лет. Переведённым из спец. школ время пребывания в школе засчитывается в 3-летний срок содержания в спец. ПТУ. После 18 лет воспитанники могут оставаться в ПТУ в порядке исключения для завершения обучения и закрепления результатов исправления, но не более чем на один уч. год. Ученики, доказавшие своё исправление примерным поведением и хорошей учёбой, до окончания срока пребывания могут переводиться в ПТУ общего типа или трудоустраиваться. Неисправившиеся подростки, а также поступившие в ПТУ с достаточной проф. подготовкой, направляются на работу в уч. производств, мастерские и продолжают обучение в общеобразоват. школе. Юридич. права выпускников спец. ПТУ сохраняются полностью. По окончании обучения они сдают экзамены, им присваивается производств, квалификация и выдаётся аттестат (свидетельство). В документах не указывается, что они получены в спец. ПТУ. При назначении пенсий и пособий по гос. социальному страхованию время обучения в спец. ПТУ засчитывается в общий, а также непрерывный стаж (если перерыв между окончанием уч-ща и поступлением на работу не превышает 3 мес). На воспитанников спец. ПТУ полностью распространяется действие законодательства об условиях и охране труда подростков. Деньги, заработанные воспитанниками, перечисляются на их лицевые счета. Шефствующие орг-ции оказывают безвозмездную помощь в обеспечении оборудованием, инструментами, технол. документацией, производственными заказами и др. По типу воспитат. систем спец. ПТУ находятся между обычными ПТУ и воспитательно-трудовыми колониями. Задачи и принципы организации уч.-воспитат. работы, особенности пед. режима в спец. ПТУ и спец. школах в основном совпадают. Проф. обучение в спец. ПТУ осуществляется в уч.-производств, мастерских, уч. х-вах, лабораториях, полигонах и т. п. или в отд. случаях на предприятиях и стройках. Уч. планы и программы утверждаются органами проф.-тех. образования. Основа проф. подготовки учащихся - производств, обучение. Уч. группы по теоретич. обучению включают до 20 чел., по практическому - до 10 чел. Осн. форма теоретич. обучения - урок, производственного - практич. занятия и работа в уч. мастерских. Продолжительность занятий - 5—6 ч. Для воспитанников спец. ПТУ устанавливается сокращённая рабочая неделя: от 15 до 16 лет - 24 ч, от 16 до 18 лет - 36 ч и оплата труда в таком же размере, как и взрослым рабочим при полной продолжительности рабочей недели. За качество производств, обучения и воспитания, за выполнение уч. программ отвечают мастера производств, обучения и преподаватели. Ученич. группы включают 25 чел. Наиболее целесообразен сквозной принцип комплектования групп, когда все ученики учатся в одном классе, живут в одной комнате и осваивают одну профессию. Возможны школьно-бытовой и производств.-бытовой принципы. В каждой группе избирается совет из 5—7 воспитанников, работающих под руководством воспитателя. В ПТУ организуются обществ, комиссии и совет воспитанников уч-ща (под руководством директора). Высш. орган ученич. соуправления - общее собрание воспитанников. Осн. проблемы, стоящие перед С. у.-в. у.: укрепление материально-техн. базы; более полное обеспечение воспитанников пищевым и вещевым довольствием; выработка методов воспитания, соответствующих социально-экон. условиям развития общества; организация психол. службы и создание при каждом спец. уч.-воспитат. учреждении реабили-тац. центров, обеспечивающих трудоустройство выпускников, а также подготовка кадров воспитателей, учителей, мастеров (в нач. 90-х гг. в Рос. Федерации учителей и воспитателей для спец. школ, спец. ИГУ и воспитат. трудовых колоний готовили лишь в Коломенском пед. ин-те, где в 1980 создана кафедра соответствующего профиля). Лит.: Пед. проблемы воспитания подростков в условиях спец. школы, М., 1973; Семернева Н. К., Спец. воспитат. учреждения для несовершеннолетних как одна из форм предупреждения преступности. Уч. пособие, Свердловск, 1977; Акишин В. П., Организация работы по предупреждению правонарушений уч-ся уч. заведений системы проф.-тех. образования, М., 1984; Башка-тов И. П., Фицула M. H., Основы исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, М., 1984; Баш-катов И. П., Социально-психол. методы изучения личности и групп несовершеннолетних правонарушителей, М., 1986; Пирожков В. Ф., Профилактика и преодоление социально-негативных явлений среди уч-ся спец. ПТУ, М., 1988; его же, Профилактика отклоняющегося поведения уч-ся спец. ПТУ, М., 1988; Андриенко В. К., Гер-беев Ю. В., Невский И. А., Система перевоспитания подростков в условиях спец. школы, М., 1990. И. П. Башкатов.
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|