Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52 СЕМЬЯ



СЕМЬЯ

— основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. С. является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений. Соответственно С. выполняет специфические функции - репродуктивную (рождение детей), экзистенциальную (содержание детей) и первичной социализации (воспитание детей). В браке и С. отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений. На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - С. не существовало. Отношения между полами строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнёров, а также совместного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась моногамная С. как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспитывающих собственных детей. Самой ранней формой С., сохранившейся до настоящего времени, была патриархальная С., объединявшая родственников нескольких поколений при главенствующей роли старшего мужчины - собственника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье строились на экономической и психологической взаимозависимости её членов и носили авторитарный характер (см.Авторитарное воспитание). По мере роста благосостояния населения получила распространение нуклеарная семья, объединявшая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Нуклеарная семья предоставляла своим членам большую независимость, но породила ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. В то же время отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демократизации семейных отношений и стиля воспитания. В современных условиях существуют С. различных типов - и патриархально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также смешанных форм, когда совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Современные С. поддерживаются не столько экономическими, сколько психологическими мотивами. По брачному состоянию различают полные С. и неполные семьи, состоящие лишь из одного родителя (чаще всего матери) с детьми. По количеству детей выделяют малодетные семьи (в т.ч. однодетные семьи) и многодетные семьи. С увеличением числа разводов (см.Расторжение брака) появилось большое число т.н. повторных семей, в которых с детьми от данного брака проживают дети от предшествующего брака супруга (супругов). С. как направляющая сила и образец для подражания играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности. С. - первичный коллектив, который даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях. В С. ребёнок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. В процессе семейного воспитания у детей вырабатываются привычки поведения и критерии оценки добра и зла, допустимого и порицаемого, справедливого и несправедливого. Вопрос о роли С. в формировании человека привлекал внимание мн. учёных. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что всё зло мира, сословное неравенство проистекают, прежде всего, из наличия неравных условий воспитания в С. Неумеренная любовь родителей к собственному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и другие пороки. Философы Нового времени по-разному оценивали роль С. Например, Т. Кампанелла и Ш. Фурье считали, что счастье людей нельзя достичь при сохранении моногамной (единобрачной) С., а воспитание детей в С. рассматривали как абсолютное зло. Т. Мор и Г. Мабли выступали за единобрачную С. и сочетание семейного и общественного воспитания. Т. Дезами и Р. Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей и основным считали общественное воспитание (в семье надлежит жить только младенцам). Идея приоритетной роли общественного воспитания преобладала в советской теории коммунистического воспитания. Современные учёные в большинстве стран мира считают, что гармоническое развитие ребёнка наиболее полно осуществляется при сочетании семейного и общественного воспитания. С. - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Поэтому следует говорить не об утрате влияния С. на ребёнка, а об утрате монопольного влияния: С. начинает разделять свою воспитательную функцию с другими институтами. И чем сильнее взаимосвязь и преемственность между семейным и общественным воспитанием, тем значительнее результат воспитания как единого целенаправленного процесса. В Рос. Федерации в целях оказания помощи С. разрабатывается семейная политика (в т.ч. демографическая политика). Основы семейного законодательства, правовые аспекты функционирования С. (см.Семейное право), проблемы взаимоотношений членов С., в т.ч. родительские права и обязанности, зафиксированы в Семейном кодексе РФ. См. также Авторитарное воспитание, Расторжение брака, Семейное право, Семейный кодекс

Просмотров: 1185
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • АКАДЕМИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ им. Н.К. Крупской
  • Авторитарное воспитание детей
  • В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Воспитание чужих детей
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ.
  • Дискуссия о роли природы и воспитания
  • Желаемое число детей в семье (WANTED FAMILY SIZE OR WANTED NUMBER OF CHILDREN)
  • Идеальное число детей в семье (IDEAL FAMILY SIZE OR IDEAL NUMBER OF CHILDREN)
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ОТНОШЕНИЯ «СВОБОДНОГО ВОСПИТАНИЯ»
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • Ожидаемое число детей в семье (EXPECTED FAMILY SIZE OR EXPECTED NUMBER OF CHILDREN)
  • ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ДЕТЕЙ
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
  • Полемика о роли природы и воспитания в развитии
  • Различия между социализацией детей и взрослых. Ресоциализация
  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания
  • Сексуальное использование одних детей в семье другими
  • Теория свободного воспитания
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь