Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 48 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 49 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 51 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/nes/nes_news.php on line 52
|
psyoffice.ru » Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.
ГЛУХОТА— наиболее резкая степень поражения слуха, при которой невозможно разборчивое восприятие речи. Полная Г. встречается редко, в большинстве случаев сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие звуки (гудки, звонки и т.п.), отдельные звуки речи, а также некоторые хорошо знакомые слова, произносимые у ушной раковины. В соответствии с аудиолого-педагогической классификацией Л.В. Неймана по объёму воспринимаемых частот выделяются четыре группы Г.: 1-я - воспринимаются лишь самые низкие тоны аудиометра - 128 и 256 Гц; 2-я - 128-512 Гц; 3-я - 128-1024 Гц; 4-я - 128-2048 Гц и выше. Г. может быть врождённой или приобретённой, которая встречается значительно чаще. По времени возникновения различают раннюю Г. (поражение слуха возникает в доречевой период или в самом начале формирования речи) и позднюю Г. (появляется после того, как речь сформировалась). Г., врождённая или приобретённая, лишает ребёнка возможности овладеть речью без специального обучения, а если речь уже начала формироваться, то ранняя Г. приводит к её распаду. Степень сохранности речи при поздней Г. зависит от времени её наступления и от условий развития ребёнка, в частности от специальной работы, направленной на сохранение и развитие речи, на формирование нового способа восприятия речи в обход утраченного слуха, - на основе широкого использования зрения. Восстановление слуха при Г. невозможно, речь может идти лишь о профилактике, поддерживающей терапии, слухопротезировании и длительной систематической педагогической коррекции. В Рос. Федерации с середины 80-х гг. применяется один из прогрессивных методов помощи лицам с Г. - кохлеарная имплантация (от лат. cochlea - улитка) - операция по вживлению электродных систем во внутреннее ухо, в улитку, с последующей электрической стимуляцией слухового нерва. Метод основан на том, что глубокое стойкое сенсоневральное поражение слуха обычно обусловлено повреждением сенсорных элементов внутреннего уха, т.е. волосковых клеток, а волокна слухового нерва в большинстве случаев сохранены и способны при непосредственной стимуляции электрическим током посылать в мозг сигналы, которые обеспечивают возникновение слуховых ощущений. Кохлеарная имплантация наиболее эффективна для пациентов с Г., наступившей в период полного владения речью. Среди детей, страдающих Г., выделяются глухие и оглохшие дети. Глухие дети страдают врождённой Г., или Г., приобретённой в раннем детстве. Без специального обучения такие дети становятся глухонемыми. Г. оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие ребёнка. Невозможность воспринимать звуковые сигналы внешнего мира и овладевать речью затрудняет их ориентировку в окружающей обстановке и обедняет внутренний мир ребёнка. Глухие дети могут отличаться некоторыми внешними особенностями поведения: шаркающая походка, необычные шумы и голосовые реакции при физическом усилии, дыхании, приёме пищи, при различных эмоциях и т.п. Чем раньше начинается коррекционное обучение ребёнка, тем меньше не только психическое, но и речевое развитие отклоняется от нормы. При целенаправленной коррекционной работе с первых месяцев жизни часть глухих детей уже в дошкольном возрасте имеют уровень не только психофизического, но и речевого развития, близкий к возрастной норме. Это позволяет детям, владеющим развёрнутой фразовой речью, хорошо понимающим обращённую к ним устную речь и внятно (понятно для окружающих) говорящим, обучаться в массовых детских садах и школах (при помощи учителей-дефектологов и при индивидуальном подходе к таким детям). Однако развитие словесной речи большинства глухих даже в условиях специального обучения с 2-3 лет резко отстаёт от нормы, поэтому эти дети нуждаются в обучении в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или группах (классах) при массовых детских садах и школах. Глухие школьники могут также воспитываться дома и получать коррекционную помощь учителя-дефектолога. Оглохшие (позднооглохшие дети) - дети, потерявшие слух, но сохранившие речь. Степень сохранности речи зависит от времени наступления Г. и условий развития. Дети, оглохшие в возрасте от 3 до 5 лет и не получившие специальной помощи, ко времени поступления в школу чаще всего сохраняют небольшой запас слов, которые обычно произносят искажённо. При более позднем возникновении Г. дети почти полностью сохраняют речевой запас (особенно дети, уже овладевшие письмом и чтением). При специальном педагогическом воздействии речь может сохраниться полностью и при сравнительно более ранней потере слуха. Обучение позднооглохшего ребёнка тем сложнее, чем больше у него нарушена речь. Основная трудность связана с ограниченной возможностью восприятия ребёнком речи. Поэтому первоочередной задачей коррекционного обучения, помимо сохранения речи ребёнка, является формирование и развитие нового, в обход утраченного слуха, восприятия речи на зрительной и зрительно-слуховой основе. Важную роль играет возможно более раннее обучение ребёнка грамоте. Позднооглохшие дети, сохранившие речь в результате специальной коррекционной работы и овладевшие умением воспринимать её на зрительной основе, могут посещать массовый детский сад и обучаться в массовой школе. Помощь этим детям оказывают в сурдологических кабинетах системы здравоохранения и группах кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов. При значительной потере речи позднооглохшие дети нуждаются в обучении в школе для слабослышащих и позднооглохших; обучение их в школе для глухих недопустимо. О системе специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих и оглохших детей см. в статье Слух. Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г. Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|