|
Язык, истина и логикаЯзык, истина и логика «ЯЗЫК, ИСТИНА И ЛОГИКА» («Language, Truth and Logic») — книга Альфреда Джулса Айера (в др. транскрипциях — Эйера), вышедшая впервые в 1936 в Лондоне и до настоящего времени переиздававшаяся 12 раз. Эта первая книга Айера — выпускника Оксфорда, стажировавшегося в Венском кружке — содержит одно из наиболее ясно сформулированных изложений как логического позитивизма вообще, так и его феноменалистического крыла в частности. В книге восемь глав: 1. Устранение метафизики. 2. Функция философии. 3. Природа философского анализа. 4. Априорное. 5. Истина и вероятность. 6. Критический анализ этики и богословия. 7. Я и общий мир. 8. Решения примечательных философских дискуссий. Основная задача книги состоит в том, чтобы определить, объяснить и обосновать конститутивный для логического позитивизма принцип верификации (см. Верификационизм). Айер принимает ту трактовку, в соответствии с которой этот принцип является критерием значения, и стремится показать релевантность этого критерия для основных проблем и задач философии. Принцип верификации, в трактовке Айера, становится принципом верифицируемости (verinability). Для того чтобы быть значащим, утверждение должно быть либо аналитическим (в венской транскрипции — тавтологичным), либо доступным для проверки (подтверждения). Согласно Айеру, аналитические утверждения (тавтологии) — это утверждения, которые являются необходимо истинными, т.е. истинными по определению и при любых условиях. Тавтология представляет собой повторение значения утверждения с использованием иных слов или символов: таковы утверждения логики и математики. Тавтологии истинны по определению, и, таким образом, их обоснованность не зависит от эмпирической проверки. Синтетические, или эмпирические, утверждения утверждают или отрицают нечто о реальном мире. Значимость синтетических утверждений не устанавливается исключительно по определению слов или символов, которые в них содержатся. Согласно Айеру, если утверждение выражает эмпирическое суждение, то его обоснованность устанавливается его эмпирической верифицируемостью. Суждения — это утверждения, имеющие условия, при которых они могут быть проверены. В соответствии с принципом верифицируемости значащие утверждения имеют условия, при которых их законность может подтверждаться или отрицаться. Айер принимает «слабый» вариант верифицируемости, считая, что предложение осмысленно только тогда, когда оно либо является аналитическим, либо некоторый мыслимый опыт «может иметь отношение к определению его истинности или ложности» (утверждения естественных наук и повседневного опыта). Философские суждения являются аналитическими, а их содержанием являются отношения между идеями. Задачей философии признается логическое прояснение основных научных понятий, а не попытка заключать о том, чем вещи являются в действительности. Если значение суждений определено верифицируемостью, то философия не может высказывать спекулятивные истины в метафизических утверждениях, которые не могут быть проверены опытным путем. Утверждения метафизики, теологии, эстетики и этики не могут быть ни истинными, ни ложными; они бессмысленны. Метафизические утверждения возникают в результате логических и лингвистических ошибок. К этическим и эстетическим суждениям Айер относится менее критично, считая, что они могут иметь «эмотивную» нагруженность, будучи выражением внутреннего мира высказывающих их людей. М.В. Лебедев Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|