Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 элиминации метафизики принцип



элиминации метафизики принцип


элиминации метафизики принцип
        ЭЛИМИНАЦИИ МЕТАФИЗИКИ ПРИНЦИП — был сформулирован в логическом позитивизме Венского кружка в 20-е гг. 20 в. Продолжая антиметафизическую линию классического позитивизма 19 в., логический позитивизм принципиально противопоставлял «метафизику», т.е. классическую философию, научному познанию. В то же время он выработал специфический, отличающийся от классического позитивизма подход к оценке метафизики. Это произошло под влиянием философии логического анализа, прежде всего, «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, в котором была сформулирована идея логически совершенного языка, построенного на основе аппарата математической логики, призванного выразить то, что вообще можно с точностью сказать о мире. За пределами этой системы точного выражения лежит пространство «неосмысленности». Тем самым классическая дихотомия истинности и ложности заменяется трихотомией истинности, ложности и отсутствия познавательного смысла. Это последнее понятие и было использовано логическими позитивистами для критики метафизики. Метафизика рассматривается ими как псевдознание, лишенное реального познавательного значения. Средством выявления этого отсутствия познавательного значения выступает для сторонников Венского кружка логический анализ языка науки, призванный, с одной стороны, эксплицировать выраженную в этом языке реальную информацию о мире, а с др. стороны, устранить, элиминировать метафизические термины и утверждения, лишенные, с точки зрения этой доктрины, реального познавательного значения.
        Участники Венского кружка рассматривали эту свою установку в качестве философски нейтральной, базирующейся исключительно на логических основаниях, однако, в действительности, реальное знание о мире трактовалось ими как так называемое «непосредственно данное» в духе классического эмпирико-сенсуалистического феноменализма. В процессе дальнейшей эволюции логические позитивисты вынуждены были признать несостоятельность этой концепции и ее резкое несоответствие подлинному характеру научного познания и допустить существование в языке науки так называемых «теоретических конструктов», не сводимых к эмпирически данному (см. Редукция эмпирическая). Признание невозможности эмпирической редукции нанесло решительный удар всей концепции раннего логического эмпиризма.
        В 50-е гг. 20 в. в западной философии науки получает широкое распространение представление о неустранимости из языка науки онтологических и даже метафизических допущений (понятие «метафизического компонента» в концепции научных парадигм Т. Куна и т.д.). Однако распространение такого рода представлений никоим образом не означает возврата к классическим формам философской онтологии, ибо язык науки, включающий онтологические и даже метафизические термины, предполагает в качестве необходимого условия оправдания теории критико-рефлексивную оценку с точки зрения конструктивности введения в теорию подобных допущений при решении научных задач.
        Специфическим вариантом Э. м. п. выступила методологическая концепция К. Поппера, сформулированная им еще в 30-е гг. 20 в., но получившая большое влияние после падения авторитета логического позитивизма в 50—60-е гг. В отличие от логических позитивистов, Поппер не считал метафизику лишенной познавательного значения, он даже признавал ее роль в генезисе научных знаний. Однако он противопоставлял метафизику как догматическое учение подлинной науке как типу знания, способному к самокритичности и развитию. Критерием подобной самокритичности, по Попперу, выступал так называемый «принцип фальсифицируемости» (см. Оправдание теории). Дальнейшая эволюция взглядов Поппера и его последователей убедительно продемонстрировала, однако, трудности применения и этого критерия «демаркации» (термин Поппера) метафизики и науки (см. Научно-исследовательские программы).
        B.C. Швырёв

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1118
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НАЧАЛАХ (Опыт христианской метафизики)”
  • “ОПЫТ ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. Творчество и объективация”
  • “У ВОДОРАЗДЕЛОВ МЫСЛИ (Черты конкретной метафизики)”
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ЕДИНСТВО НАУКИ
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • Индивиды: очерк дескриптивной метафизики
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • ЯЗЫК НАУКИ
  • введение в науки о духе
  • вера в теории познания и философии науки
  • значения теории
  • идеологизация науки
  • историография науки
  • картографирование науки
  • логика научного познания (логика науки)
  • методология науки
  • науки о природе и науки о культуре
  • стандартная концепция науки
  • этика науки
  • язык науки
  • язык науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь