картографирование науки


картографирование науки
        КАРТОГРАФИРОВАНИЕ НАУКИ. - В эпистемологии и философии науки интерес к тематическому строению науки был вызван общей эволюцией научного знания. К 70—80 гг. 20 в. фронт таких исследований значительно расширяется, интенсивное развитие получают эмпирические исследования, относящиеся к социологии науки, к наукометрии и к научным коммуникациям. В это же время активно обсуждаются концептуальные модели науки К. Поппера, И. Лакатоша, Т. Куна, С. Тулмина, Д. де Солла Прайса и др. в контексте когнитивной и социальной институционализации области науки и научной специализации. Ученые осознают, что любая теория науки не может абстрагироваться от дисциплинарного строения науки. Именно в тот период в философии науки появляются и широко обсуждаются такие понятия, как «парадигма науки», «исследовательская программа», «сплоченная социальная группа» и др. Параллельно с обсуждением этих концепций и моделей развития науки ряд исследований посвящен проблемам формирования и развития новых научных направлений и К. н., которые опираются на разнообразные формы анализа цитирования и позволяют изучать тематические группы и типы научной коммуникации (Р. Мертон, Ю. Гарфилд, Г. Смолл, Б. Гриффит и др.). Все эти исследования представляют собой библиометрический подход к анализу науки и изучают когнитивные и социальные формы репрезентации знания на уровне научной специальности, опираясь на библиографические данные научных публикаций в естественных и социальных науках.
        Д. Прайс отмечал, что научная информация есть нечто гораздо большее, чем только проблема научной литературы и научных библиотек. «Научная статья отнюдь не является единицей информации, которую публикуют, накапливают, находят и выдают по требованию. Она — меняющаяся часть социальной ткани науки, и она производится в одних условиях, а используется в других» (Price D. de Solla. Foreword. Essays of an information scientist. Philadelphia, 1980. Vol. 3. P. V—IX). В 1955 Дж. Бернал при обсуждении стратегии научных исследований писал, что «обзоры и карты столь же необходимы в науке, как и в навигации. Они заслуживают того, чтобы им сегодня уделяли больше внимания. Основные области исследования требуют четкого указания границ, а список основных проблем данной отрасли должен пересматриваться в короткие сроки. Это особенно важно для тех отраслей прикладной науки, традиционная практика которых быстро меняется в результате научных исследований» (Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956). Д. Прайс был первый из тех, кто дал представление о том, как пространственные модели науки могут быть сконструированы из библиографических данных. С годами, продвигаясь с помощью этой модели от научных журналов до статей, опубликованных в них, Д. Прайс пришел к выводу, что «карта военных действий в науке» может быть получена из данных цитирования. Он писал, что сети цитирования дают основание полагать, что научные работы «конгломерируются в континенты и государства».
        Анализ сетей цитирования приобрел практическую значимость после появления новых и важных измеряемых характеристик научных публикаций, получаемых на основе статистических исследований баз данных ISI, которые по своему объему и точности превосходят все данные подобного рода. Как известно, цитирование работ образует сеть, связывающую все публикации в единый комплекс; модели этой сети могут изучаться различными методами библиометрического анализа (см. Библиометрия). Поэтому после появления в начале 60-х гг. первой базы данных ISI системы Science Citation Index перед учеными встала задача, используя характеристики, представленные в этой системе, разработать количественные методы анализа, позволяющие получать новую семантическую информацию о науке: о ее строении, о междисциплинарных связях, о научных лидерах и школах, об оценке научных журналов как социальных институтов и др. Создание Ю. Гарфилдом системы Science Citation Index стимулировало разработку метода коцитирования (начало 70-х гг.), который был использован в дальнейшем для К. н. Метод коцитирования (co-citation), или метод проспективной связи между публикациями, был одновременно разработан в СССР И. Маршаковой и в США Г. Смоллом в 1973. В основе этого метода лежит принцип выделения взаимосвязи между двумя публикациями по их совместному цитированию в последующих работах. Метод коцитирования является одним из методов алгоритмической классификации заданного множества объектов, которая группирующей эти объекты естественным образом, так что в группы объединяются те из них, которые обладают многими общими признаками. В общем виде сила связи между двумя объектами (публикациями или авторами этих публикаций) при методе коцитирования определяется числом работ, цитирующих одновременно оба объекта, и корректируется с учетом общего числа работ, ссылающихся на данную публикацию или на данного ученого. Методы такой коррекции могут быть в статистическом смысле самыми различными, важно только сохранить идею оценки: сила связи между двумя объектами зависит от величины расхождения между реальной и ожидаемой (вероятностной) частотой их совместного цитирования. Важно подчеркнуть, что с появлением новых работ в какой-то области знания связь между ранее опубликованными (ретроспективными) работами, определяемая методом коцитирования, меняется; поэтому такая связь была названа проспективной («смотрящей вперед»). Выявляемые методом коцитирования кластеры публикаций носят естественный характер и идентифицируют актуальные направления исследований в науке определенного периода.
        Разработанная в ISI информационная технология кластеризирования публикаций методом коцитирования, применяемая к уникальным политематическим базам данных этого института, позволяет выявлять активные исследовательские фронты науки и создавать принципиально новые информационные продукты — карты науки различных уровней агрегации. И если первоначальным назначением баз данных ISI был, прежде всего, информационный поиск, то в 80-е гг. они становятся незаменимым и мощным источником материала для стратегических исследований науки. По мнению Д. Прайса, открытие метода коцитирования позволило использовать цитаты как способ естественной организации и хранения научной литературы. Он писал, что «метод коцитирования будет революционным в своих последствиях,., что можно будет выводить на экран дисплея не только естественное место каждой статьи в пространстве знания, но также степень и природу последствий, вытекающих из такого вклада в науку» (Price D. de Solla. 1989. С. vii). Таким образом, этот метод явился аналитической техникой для изучения когнитивных структур науки.
        Новая информационная продукция ISI — исследовательские фронты, карты и атласы науки — являются результатом библиометрического анализа баз данных I S I методом коцитирования. Целью кластеризации, проводимой по объединенной базе данных естественных и социальных наук SCI / SSCI, которая включает более 1 млн публикаций и более 10 млн ссылок, содержащихся в этих публикациях, было получение глобальных всеохватывающих карт науки пяти уровней. Самый высокий уровень кластеризации — уровень пятый (С5) называется «макроуровень». Карта науки этого уровня представляет собой глобальную карту областей исследования в естественных и социальных науках. Начиная с макроуровня, надо двигаться как бы вниз: выбрав какой-то узел (кластер), можно на следующем уровне К. н. видеть карту этого кластера, также состоящую из совокупности кластеров — подобластей или дисциплин и т.д. до второго уровня картографирования С2, где выделенные кластеры представляют собой активные исследовательские фронты, над которыми работает научное сообщество. Нижний, или первый, уровень С1 включает кластеры «ядерных» публикаций, образующих исследовательские фронты и являющихся, по сути, классическими работами в этих исследовательских направлениях.
        Всеохватывающие карты науки ISI представляют собой новую двухмерную библиометрическую модель науки в целом. Исследовательские фронты, как минимальная структурная единица тематического строения науки, агрегируются и систематизируются в научные специальности; те, в свою очередь — в более крупные исследовательские направления, области знания, которые в совокупности и представляют иерархическую когнитивную структуру современной науки. Первые карты науки, сформированные в ISI к 1990, выявили циклический характер науки, неодномерную ее структуру, маргинальный статус отдельных областей, в которых, как правило, происходит национальная специализация научных направлений.
        К. н. методом коцитирования показало, что социальные науки можно включать в одну и ту же структуру вместе с естественными и что существуют значительные связи между этими областями. Изучение библио-метрических характеристик исследовательских фронтов позволяет выявлять вклад стран в становление и развитие новых идей и проблем в науке. Становится очевидным тот факт, что немногие области в науке полностью изолированы. Примерно четверть исследовательских направлений уже на третьем уровне агрегации карт являются междисциплинарными, что приводит к пересмотру границ в науке и к выработке новых названий (терминологии) для обозначения исследовательских областей. Такие области, как физика, химия, биология, исчезают в старом понимании (в смысле тематического охвата объектов изучения) и предстают в новом гносеологическом образе.
        Систематическое изучение карт науки разных лет дает возможность философам и социологам науки по-новому оценивать те концептуальные изменения, которые постоянно происходят в науке. Сравнение карт коцитирования публикаций и карт коцитирования авторов показало, что эти карты не конгруэнтны, т.е. когнитивная структура области не изоморфна ее социальной структуре; очень немного авторских коллективов соотносится с одним исследовательским фронтом первого уровня. К. н. позволяет проследить эволюцию научного знания как на микроуровнях развития, так и на макроуровне, на котором фиксируются изменения, происходящие в крупных, традиционных отраслях знания.
        При решении философских проблем развития научного знания важно изучать дисциплинарные изменения, опираясь при этом на комплекс библиометрических исследовательских техник: на модели цитирования и коцитирования журналов, коцитирования публикаций и авторов, на динамику показателей воздействия тематических областей науки, а также на модели лексического слежения за развитием науки. Задача философов и методологов науки состоит в том, чтобы наряду с терминологическим описанием этих изменений дать анализ перестройки проблемных полей науки как формы систематизации знания, выявить роль отдельных научных публикаций во всей системе науки, определить участие отдельных ученых и научных коллективов в генезисе и развитии научных идей.
        См. также Библиометрия.
        И.В. Маршакова-Шайкевич
        Лит.: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956; Price D. de Solla. Foreword. Essays of an information scientist. Philadelphia, 1980. Vol. 3. P. V — IX; Marshakova-Shaikevich IV. Bibliometrics as a Research Technique in Epistemology and Philosophy of Science // International Forum Information and Documentation. Vol. 18. № 3 — 4. October 1993.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1616
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • Оккультные науки
  • Риторика в истории науки
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ЧАСТНЫЕ НАУКИ
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • ЭТИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • антропология науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • институциональное развитие науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • историографии науки методы
  • историография науки
  • методология науки
  • науки о природе и науки о культуре
  • предмет науки
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • этика науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь