историографии науки методы


историографии науки методы
        ИСТОРИОГРАФИИ НАУКИ МЕТОДЫ (от греч. historia — рассказ о прошлых событиях, о том, что узнано, исследовано и grapho — пишу) — способы и процедуры историко-научной реконструкции реального развития науки. Одни и те же факты в историко-научных работах могут быть представлены и интерпретированы по-разному, и это зависит прежде всего от методологии, лежащей в основании исследования. До середины 20 в. доминировала позитивистская историография науки, основанная О. Контом и развитая в прошлом веке Э. Махом, Э. Мейерсоном, П. Дюгемом. Развитие науки — это процесс поступательной, непрерывной, прогрессивной преемственности научного знания. Наряду с этим в И. н. формируются методы гуманитарных наук — герменевтической интерпретации текстов, методы понимания. Начиная с Л. Олыпки, Д. Сартона ориентация историков науки гуманизируется: на передний план в познавательном процессе выдвигается субъектный полюс. Такие историки, как А. Койре, Т. Кун, рассматривают науку в контексте культуры, стиля мышления определенной эпохи, в ее соотнесении с философией.
        Понятие научного сообщества, которое после выхода в свет книги Т. Куна «Структура научных революций» заняло прочное место в историографии и социологии науки, послужило импульсом для проведения многочисленных исследований, где главным был «человеческий фактор». Методы анализа роста науки, обращающиеся к методам теории эволюции, конкурируют с методами исследования структуры знания и его языков (теоретического и эмпирического знания, протокольных высказываний и теоретических идеализации). От решения членов научного сообщества в пользу той или другой из конкурирующих теорий зависит дальнейшее развитие науки. Если в позитивистской историографии в ряд развития включались только результаты познавательной деятельности, а сама эта деятельность выводилась за пределы научной рациональности, то теперь именно получение нового знания становится предметом внимания историка.
        В исследованиях «кейс стадис» (отдельных случаев) научные инновации связываются не только и не столько с прошлым знанием, сколько с определенным временным периодом, с конкретным местом, с индивидуальными особенностями ученого (его окружением, воспитанием, образованием и т.д.). Здесь широко используются методы описания и герменевтики при интерпретации смысла различного рода документов (биографических, официальных, писем, рукописей и т.д.)
        В конце 20 в. предметом анализа становится научная лаборатория; широко используются методы включенного наблюдения, антропологии и этнометодологии (Б. Латур, К. Кнорр-Цетина и др.). При таком подходе исследовательская деятельность ученого утрачивает свою специфику и приравнивается к стремлению добиться успеха. Поэтому объективность знания, воспроизведение научного эксперимента в другой лаборатории становятся проблемой.
        В И. н. 20 в. наблюдается отход от глобальных понятий (таких, как общие законы, культура определенной эпохи, стиль мышления) к методам микроанализа конкретных ситуаций ситуационные исследования).
        Л.А. Маркова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1296
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • вера в теории познания и философии науки
  • ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
  • ЕДИНСТВО НАУКИ
  • единство науки
  • ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
  • идеологизация науки
  • институциональное развитие науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • историография науки
  • картографирование науки
  • Качественные методы исследования
  • ЛОГИКА НАУКИ
  • логика научного познания (логика науки)
  • Методология науки. Системность. Деятельность
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
  • МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Методы эмпирического исследования (empirical research methods)
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • НАУКИ О ДУХЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки
  • СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • ФИНАЛИЗАЦИЯ НАУКИ
  • ЭКОНОМИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь