|
основания наукиоснования науки ОСНОВАНИЯ НАУКИ — фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний в целостную систему и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи. Проблема О. н. активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии), появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации), усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость. Ряд компонентов и аспектов О. н. был выявлен и проанализирован в западной философии науки второй половины 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тул-мин — как «принципы естественного порядка», «идеалы и стандарты понимания»; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии науки проблематика О. н. исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции О. н. Структура О. н. определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских О. н. (см. Идеалы и нормы науки, Научная картина мира, Философские основания науки). О. н. выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация О. н. происходит в эпохи научных революций и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности. См. также Наука. B.C. Стёпин Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Структура и развитие науки. М., 1978; Природа научного познания. Минск, 1979; Холтон Дж. Тематический анализ науки. М., 1981; Тулмин С. Человеческое понимание. М., 1984; Научные революции в динамике культуры. Минск, 1987; Стёпин B.C. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Lakatos I. History of Science and its Rational Reconstructions // Boston Studies in the Philosophy of Science. Vol. 8, Dordreht-Boston, 1970; Laudan L. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientific Growth. Berkeley, 1977. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|