ОСНОВАНИЯ НАУКИ


ОСНОВАНИЯ НАУКИ
    ОСНОВАНИЯ НАУКИ — фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.
    Проблема оснований науки активно разрабатывалась в философии науки 20 в. Возрастающий интерес к этой проблематике был стимулирован: научными революциями 20 в. (в физике, космологии, биологии); появлением новых направлений и отраслей науки (кибернетики, теории информации); усилившимися процессами дифференциации и интеграции наук. Во всех этих ситуациях возникала потребность осмысления фундаментальных понятий, идей и образов, определяющих стратегии научного исследования и их историческую изменчивость.
    Ряд компонентов и аспектов оснований науки был выявлен и проанализирован в западной философии науки 2-й пол. 20 в. Т. Кун обозначил их как парадигму; С. Тулмин — как “принципы естественного порядка”, “идеалы и стандарты понимания”; в концепции Дж. Холтона они были представлены как фундаментальные темы науки; И. Лакатос описывал их функционирование в терминах исследовательских программ; Л. Лаудан анализировал их как исследовательскую традицию, которая характеризуется принимаемыми методологическими и онтологическими допущениями и запретами. В отечественной философии кауки проблематика оснований науки исследовалась как в аспекте внутренней структуры и динамики научного знания, так и в аспекте его социокультурной обусловленности, что позволило более аналитично представить структуру и функции оснований науки.
    Структура оснований науки определена связями трех основных компонентов: 1) идеалов и норм исследования, 2) научной картины мира, 3) философских оснований науки (см. Идеалы и нормы науки. Научная картина мира. Философские основания науки).
    Основания науки выполняют следующие функции: 1) определяют постановку проблем и поиск средств их решения, выступая в качестве фундаментальной исследовательской программы науки; 2) служат системообразующим базисом научного знания, объединяя в целостную систему разнообразие теоретических и эмпирических знаний каждой научной дисциплины; определяют стратегию междисциплинарных взаимодействий и междисциплинарного синтеза знаний; 3) выступают опосредствующим звеном между наукой и другими областями культуры, определяют характер воздействия социокультурных факторов на процессы формирования теоретических и эмпирических знаний и обратное влияние научных достижений на культуру той или иной исторической эпохи. Трансформация оснований науки происходит в эпохи научних революции и выступает основным содержанием революционных преобразований в науке. Эти трансформации определяют формирование новых типов научной рациональности. См. также ст. Наука.
    Лит.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975; Научные революции в динамике культуры. Минск, 19S7; Природа научного познания. Минск. 1979; Структура и развитие науки. М., 1978; Стенин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 1992; Ty.iMUfiC. Человеческое понимание. М., 1984; ХолтонДж. Тематический ангшиз науки. М., 1981; Lakatosl. History of Science and its Rational Reconstructions.— Boston Studies in the Philosophy of Science, Vol. 8. Dordrecht—Boston, 1970; LoundanL. Progress and its Problems: Towards a Theory of Scientifical Growth. Berk., 1977.
    В. С. Степин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1401
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ
  • Философия науки (philosophy of science)
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • ЧАСТНЫЕ НАУКИ
  • ЭТИКА НАУКИ
  • ЭТОС НАУКИ
  • ЯЗЫК НАУКИ
  • антропология науки
  • вера в теории познания и философии науки
  • идеалы и нормы науки
  • институциональное развитие науки
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • логика научного познания (логика науки)
  • науки о природе и науки о культуре
  • нормы науки
  • основания науки
  • предмет науки
  • технические науки
  • философия науки
  • философские основания науки



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь