|
Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеиСтолп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи «СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ. ОПЫТ ПРАВОСЛАВНОЙ ТЕОДИЦЕИ» — произведение рус. философа и богослова П.А. Флоренского, написанное в 1916. В центре его внимания находятся размышления над фундаментальными богословскими и философскими проблемами, осуществляемые в русле восточно-христианской традиции и идей метафизика всеединства. Акт познания, по Флоренскому, онтологичен. Отсюда и основополагающий гносеологический тезис: «Истина делает разум разумным, т.е. умом, а не разум делает истину истиной» (Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М., 1994. С. 36). Нужно немалое мужество, чтобы оторваться от все разъедающего скепсиса и пойти к истине, может быть даже не отдавая сознательного отчета в том, как проделать этот путь, и вступив на него просто наудачу. Надо исходить и опираться на то, что к истине приведет личный духовный опыт; этот опыт не имеет обязательной или логической принудительности, но он дает внутреннее освобождение от той неопределенности, в которой остается разум человека, если он не последует зову своего сердца. Такой духовный опыт ведет не просто к признанию истины, но к признанию триединства истины, к признанию того, что истина есть «единая сущность в трех ипостасях» (С. 48). Истина должна быть не абстракцией, а живым и любящим субъектом, потому что этого жаждет наше сердце. Любовь является также и источником веры. Потому для адекватного восприятия и постижения триединства истины необходимо достичь единства разума и веры. «Разум должен отрешиться от своей ограниченности в пределах рассудка и обратиться к новой норме — стать новым разумом» (С. 60). Разум погибает в форме рассудка, потому его обновление и означает освобождение от самоутверждения рассудка, т.е. от рационализма. Одно из центральных мест в гносеологии Флоренского принадлежит идее антиномизма. Антиномичность — одно из наиболее существенных качеств как истины вообще, так и религиозной истины в особенности. Антиномичность истины полезна и плодотворна хотя бы уже потому, что в качестве антиномии истина включает в себя все противоположные утверждения, которые могут быть ей противопоставлены, так что враждебные выпады этим заранее нейтрализуются. Нужны значительные усилия над собой, чтобы принять такую точку зрения, для здравого смысла весьма неудобную. Необходимо совершить настоящий подвиг — подвиг самоотрешения рассудка в вере. «Акт самоотрешения рассудка есть высказывание антиномии. Да и в самом деле, только антиномии и можно верить» (С. 147). Если догмат — истина, тогда и догмат должен быть антиномией. В.И. Кураге Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|