прагматистская теория истины


прагматистская теория истины
        ПРАГМАТИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ - общее обозначение для двух видов теорий истины: прагматизма (прагматицизма) и инструментализма. Оба направления представлены в работах классиков амер. Философии Ч.С. Пирса, У Джеймса и Дж. Дьюи и тесно связаны с трактовкой, которую эти философы давали понятию реальности.
        «Прагматицизм» — термин, введенный Пирсом для обозначения своей философской концепции после того, как изначальный термин «прагматизм» начал использоваться др. философами, в частности Джеймсом. Согласно Пирсу, истинное верование — это то верование, которому суждено быть признанным большинством «ответственных исследователей», т.е. большинством компетентных специалистов, исследовавших предмет в достаточной степени, чтобы быть способными вынести относительно него соответствующее суждение. Пирс считал, что два человеческих сознания, занимающихся достаточно долго исследованием какого-либо вопроса, в конечном счете, обязательно должны прийти к одному и тому же мнению, даже если они изначально использовали различные исследовательские методы и опирались на различные свидетельства опыта. Поэтому Пирс переиначивает классическое философское утверждение о том, что, если бы люди знали истину, то не спорили бы, и предлагает собственное, согласно которому, то мнение, относительно которого люди, в конечном счете, достигают консенсуса, и есть истина. Именно поэтому научное исследование для Пирса всегда является коллективным предприятием.
        Неизбежность прихода компетентных исследователей к единому убеждению Пирс объясняет тем, что все они исследуют реальность, которая существует объективно и свойства которой не зависят от того, что люди о них могут думать. Поскольку реальность одна, то и конечное убеждение относительно нее может быть только одно. При этом Пирс добавляет, что проявляется реальность в особенных чувственных следствиях, которые производят вещи. В результате взаимодействия человека с реальностью, данной ему в чувственных следствиях, у него и возникает верование. Сведение реальности к чувственным следствиям позволяет Пирсу говорить о ее способности воздействовать на всех людей. Попытка Пирса совместить установку на то, что верование относительно реальности, с которым все согласны, и есть истинное мнение об этой реальности, с убеждением в том, что независимая от какого-либо мнения реальность все же существует, — приводит его к парадоксальным выводам относительно истинности верования. Получается, что объект окончательного истинного верования, существующий лишь как следствие этого верования, должен одновременно и производить это самое верование.
        Инструментализм относительно истины заключается в утверждении того, что истинно то, что полезно. К сторонникам данной позиции можно отнести Джеймса и Дьюи. Джеймс утверждал, что мысли становятся истинными в той степени, в какой они являются выгодными для нашей жизни. Сама истина, таким образом, по его мнению, превращается в разновидность блага. Полезные верования характеризуются тем, что (1) способствуют нашему более успешному манипулированию объектами или, как писал Джеймс, помогают нам приходить в удовлетворительное отношение с др. частями нашего опыта; (2) позволяют нам достигать успешной коммуникации друг с другом; (3) помогают удовлетворительно объяснять происходящее и (4) дают возможность делать предсказания того, что случится в будущем. Объяснение истины через полезность, по мнению Джеймса, делает философию прагматизма открытой для любых теорий и позволяет утверждениям естествознания соседствовать с утверждениями религии. Подобно коридору в гостинице, соединяющему все комнаты, прагматизм объединяет все существующие теории, выбирая из них только то, что полезно для практики. Джеймс при этом не считал себя противником корреспондентной теории истины. Однако его трактовка ключевого для корреспондентных теорий понятия «соответствия» не позволяет поставить его в один ряд со сторонниками этих теорий. Джеймс утверждал, что согласие верования с реальностью выражается в полезности этого верования. Подобная трактовка согласия в философии Джеймса становится возможной в силу того, что саму реальность он считал изобретением нашего интеллекта. Реальность — это конструкт, который был изобретен и принят нашими предками, поскольку именно он наиболее успешно организовывал мир.
        Дьюи, который, собственно, ввел в философию термин «инструментализм», считал, что любое научное знание может впоследствии оказаться ложным. Господствующая научная истина определена текущим согласием компетентных специалистов. Однако, в отличие от Пирса, Дьюи считал, что истина, основанная на согласии, является относительной. Абсолютной и неизменной научной истины нет. Учение Дьюи об относительности научной истины иногда также называется фаллибилизмом.
        П. С. Куслий

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1854
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ” ТЕОРИЯ
  • “РАЗЫСКАНИЕ ИСТИНЫ”
  • “РАССУЖДЕНИЕ, ВЫНОСЯЩЕЕ РЕШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЗИ МЕЖДУ РЕЛИГИЕЙ И ФИЛОСОФИЕЙ”
  • “СТОЛП И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИНЫ”
  • ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ТОГО ЖЕ САМОГО, ИЛИ ВСЕХ ВЕЩЕЙ
  • ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ
  • ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ ТЕОРИЯ
  • Душе истины
  • КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
  • КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ
  • КОРРЕСПОНДЕНТНАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ
  • КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ
  • Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи
  • Фундаментальные проблемы теорий истины
  • ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ
  • Четыре Благородные Истины Будды:
  • город истины
  • две истины
  • двойственной истины теория
  • истины семантическое понятие
  • когерентная теория истины
  • корреспондентная теория истины
  • религиозные верования древних бриттов и друидизм
  • семантическое понятие истины
  • совершенной истины учение
  • сочинения, светоч истины распространяющие
  • три истины
  • школа постижения истины



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь