быть


быть
ВЭЙ (1). "Деяние", "свершение", "осуществление", "управление", "делаться", "становиться", "являться", "быть"
Термин кит. философии, выражающий три осн. понятия, производные от его трех грамматич. функций и объединенные представлением о деятельности (природы или человека).
1. Как связка "делаться", "являться", "быть (чем-либо)" В. означает процесс, результатами к-рого являются конкр. состояния. В "Мо-цзы" (гл. 40, опр. 85) В. определяется как "сохранение, преодоление, обмен, исчезновение, управление, превращение". Как служебное слово ("(деятельность) для, ради"; ср. рус. "для, деля" - "дело", лат. causa - "для") В. образует этич. понятие целевой ориентации, прямая дефиниция к-рого также содержится в "Мо-цзы" (гл.40, опр. 75): "В.- это стремление к желаемому (юй) на основе исчерпывающего знания (чжи чжи)". По-видимому, монеты (см. Мо цзя) первыми придали В. статус самост. филос. понятия, определив его с помощью трех фундамент, категорий: "знание" (чжи (2), см. Чжи - син), "воля" (чжи (3)) и "действие" (син (3)) ("Мо-цзы", гл. 40, опр. 80). Для альтруистически настроенных моистов высшим объектом волевого стремления В. была Поднебесная, а для Ян Чжу (4 в. до н.э.?)- сам субъект ("Мэн-цзы", III Б, 9, VII А, 26). Обозначение его концепции существования "для себя", или "ради своего я" (В. во) стало синонимом эгоизма. В совр. лит-ре термин "В. во" используется для передачи понятия "вещь – для нас" (Ding-ftlr-uns): "В. во чжи у".
2. В полном знаменательном значении "деяние, свершение, осуществление" В. как свои подвиды охватывает: син (3)- "действие", "поведение", связанное с этич. нормативом "должной справедливости" (и (1)) и ши (3)- "дело", "служение", связанное с прагматич. реализацией "пользы-выгоды" (ли (3)) ("Сюнь-цзы", гл.22).
3. В. с оптативным отрицанием у (1), выражая предписание "недеяния", или "отсутствия деятельности" (у В.), стало важнейшей категорией даосизма, символизирующей принцип невмешательства в естеств. порядок вещей и ход событий ни с этич. (конфуцианство, моизм), ни с прагматич. (моизм, легизм) позиций. У В. предполагает, однако, специфич. (органическую и спонтанную) активность в виде "осуществления недеяния" (В. у В.): "Осуществляй недеяние, но не предавайся (ему)" (В. эр бу ши) ("Дао дэ цзин", 2, 10, 51, 63). Конфуцианство также признавало принцип "недеяния", но распространяло его лишь на личность императора, к-рый должен быть восприимчиво-пассивным проводником общекосмич. импульсов в социальную сферу ("Лунь юй", XV, 4). Согласно конфуцианству, из круга деятельности "благородного мужа" (цзюнь цзы) исключались "малые пути (дао)" (там же, XIX, 4) и она существенно ограничивалась в экстремальных ситуациях - траура или отсутствия дао в гос-ве (там же, XVII, 21, VIII, 13). Акцентирование конфуцианцами действенной активности выразилось в тезисе Ван Фу (1-2 вв.): "Путь Неба - это осуществление (ши (8)), путь Земли - это превращение (хуа), путь человека - это В." ("Цянь фу лунь", 32).
*Кобзев А.И. К проблеме знания и действия в традиц. кит. философии // 10-я НК ОГК. Ч. 1. М., 1979; Его же. Учение Ван Янмина и классич. кит. философия. М., 1983. Гл. 8; Титаренко М.Л. Древ-некит. философ Мо Ди, его школа и учение. М., 1985. С. 149-53; Graham A.C. Later Mohist Logic, Ethics and Science. Hong Kong - L., 1978. §1.4.32.
А.И. Кобзев

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Синонимы:
    еси


Антонимы:
  • отсутствовать


Просмотров: 1956
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • "ВЕЩЬ ДЛЯ НАС"
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “УЧЕНИЕ О ЛОГОСЕ В ЕГО ИСТОРИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • ВАН ФУ-ЧЖИ
  • Город для колесниц
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Дорога для Рамы
  • жертвенник для курений
  • Загон для овец, овечий хлев
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • Квота для женщин
  • Кондаков И.М. Методика Для Изучения
  • Конференция Для Священнослужителей Разных Вероисповеданий
  • Кувшин Для Умывания
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • Опросник Для Диагностики Устойчивых Форм
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Тесты для отбора кандидатов (selection tests)
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • цзы сы - мэн-цзы школа
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • ЧЖИ-СИН



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь