эпистемология в Санкт-Петербурге (Ленинграде)


эпистемология в Санкт-Петербурге (Ленинграде)
        ЭПИСТЕМОЛОГИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ (ЛЕНИНГРАДЕ) имеет давнюю традицию, сложившуюся еще в 19 в. и связанную с именами Н. Г. Дебольского (одного из учредителей Петербургского философского общества), М. И. Каринского, В. В. Лесевича, А.И.Введенского, Н.О. Лосского, И. И. Лапшина и др. Однако после Октябрьской революции, в 1920—1940-х, ленинградские философы-марксисты мало занимались проблемами гносеологии и методологии научного познания. Интерес к ним возродился лишь в послевоенное время.
        Специфика развивавшегося ленинградскими философами подхода к этим проблемам была обусловлена тем, что он, с одной стороны, формировался под влиянием логических и психологических исследований работавших в Л Г У замечательных ученых ( Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, Л.М. Веккер, И.Н. Бродский, О.Ф. Серебрянников), взгляды которых на мышление и язык послужили исходным пунктом философских обобщений, а с др. — в тесном контакте с ленинградской философской «онтологической школой», представители которой, во главе с В.И. Свидерским, видели в онтологии, существующей наряду и во взаимосвязи с гносеологией, одну из важнейших отраслей философского знания — в отличие от господствовавшей в официальной марксистско-ленинской доктрине позиции, отрицавшей правомерность ее признания в марксистской философии. Отсюда — выдвижение на передний план эпистемологической проблематики вопросов, связанных с мышлением и языком как в повседневном, так и в научном познании, и стремление согласовывать гносеологические концепции познания с онтологическими представлениями о бытии.
        В этом контексте вопросы теории познания и методологии начали обсуждаться с конца 1950-х на проходивших в Ленинградском ун-те философских семинарах. В них активно участвовали ученые разных специальностей, в том числе и бывший в то время ректором известный математик А.Д. Александров. Методологический интерес был сосредоточен на философских вопросах математики и естествознания (физики, химии, биологии), а также на проблемах языка, сознания и психики. Тщательному разбору подвергались понятия теории информации, кибернетики, теории систем и семиотики, обладавшие, по тем временам, новизной. Семинарские встречи стимулировали научные поиски целого ряда питерских философов.
        Особое значение приобрело творчество Л.О. Резникова (1905—1970) и В.А. Штоффа (1915—1984). Благодаря их работам уже тогда определились сквозные проблемно-тематические направления теоретико-познавательных и логико-методологических исследований. Монографии Резникова «Понятие и слово» (1958) и «Гносеологические вопросы семиотики» (1964) были в числе первых отечественных публикаций в русле лингвистического движения в мировой философии 20 в. и сыграли большую роль в пробуждении интереса советских философов к еще малоизученной тогда семиотической теме. Среди многочисленных публикаций Штоффа особой известностью и поныне пользуются «Роль моделей в познании» (1963), «Моделирование и философия» (1964) и «Проблемы методологии научного познания» (1976). Много лет Штофф являлся научным лидером ленинградской эпистемологической школы. Его личность — символ высокой нравственности в философском творчестве и философской педагогике.
        В 1962 вышла в свет монография В.П. Бранского «Философское значение проблемы наглядности в современной физике», в которой разработка гносеолого-методологической концепции научного познания была связана с предложенной автором оригинальной онтологической теорией («онтологический негеоцентризм»).
        Затем в 1960-х появились работы М.В. и A.M. Mocтепаненко о методологических проблемах физики, Г.А. Подкорытова — о логике научного мышления, А.С. Кармина — о методологической функции философских категорий и математических моделей в научном познании.
        С осени 197 1 в Ленинградском ун-те стал работать республиканский семинар по проблемам теории познания под руководством М.С. Козловой. В работе семинара принимали активное участие различные вузы и научные учреждения страны. Укрепились творческие связи с московскими философами, а также с учеными др., регионов как ближайших, так и отдаленных. За годы работы семинара были сделаны доклады таких известных философов, как В. А. Лекторский, О. Г. Дробницкий, B. C. Стёпин, Н. В. Мотрошилова, М.К. Мамардашвили. Семинар объединил всех, кто вел систематические исследования по эпистемологии, логике и философии науки, включая не только философов, но и их коллег по гуманитарному и естественнонаучному знанию. Он превратился в эффективный способ междисциплинарного и философского общения (см. об этом: «Вопросы философии». 1973. № 9).
        Развитию эпистемологических исследований в Ленинграде в немалой мере способствовала также работа учрежденного в 1972 Минвузом РСФСР при Ленинградском ун-те республиканского Проблемного совета по материалистической диалектике, руководителем которого был В.И. Свидерский. Вопросы теории познания и методологии науки обсуждались как на заседаниях Совета, так и на страницах выпускавшегося им ежегодно в течение полутора десятилетий периодического издания «Проблемы диалектики» под редакцией В.В. Ильина и др.
        С 1970-х проблемно-тематический диапазон эпистемологических исследований ленинградских философов радикально расширяется, а их публикации приобретают широкую известность. Появляются новые работы В.П. Бранского по методологии научного исследования, разрабатываются вопросы логики научного мышления (И.Н. Бродский, О.Ф. Серебрянников, Я.А. Слинин, Э.Ф. Караваев), проблемы научного творчества и творческой интуиции (АС. Кармин), философские вопросы естествознания ( В. И. Свидерский, В. Г. Иванов, А. С Мамзин), медицины (В.П. Петленко, А.А. Корольков), теории информации (Д.А. Гущин), методологические проблемы социальных наук (И.С. Кон, М.С. Каган, В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, И.А. Голосенко). С публикациями, посвященными детерминации научного познания, его методам и ценностным аспектам, а также методологическому анализу философского знания, выступает начавшая свою научную деятельность в Ленинграде Л.А. Микешина. Выходит в свет целый ряд ленинградских сборников и коллективных трудов, освещающих эпистемологическую проблематику, в том числе обобщающая коллективная монография «Диалектика познания» (редактор А.С. Кармин). В 1980-х в Ленинграде под его руководством работает междисциплинарный семинар по проблемам творчества, в котором с участием философов и ученых различных специальностей, в том числе и из др. городов страны, обсуждаются методологические и гносеологические аспекты творческой деятельности.
        На 1980-е приходится период наибольшей активности эпистемологических исследований в Ленинграде. В это время публикуются монографии М.С. Козловой «Философия и язык» (1982), В.В. Лапицкого «Структура и функции субъекта познания» (1983), В. А. Карпунина «Формальное и интуитивное в математическом познании» (1983), Б.В. Маркова «Проблемы обоснования и проверяемости теоретического знания» (1984), С.С. Гусева «Наука и метафора» (1984), Б.Я. Пукшанского «Обыденное знание: Опыт философского осмысления» (1987), Г.Л. Тульчинского «Проблема осмысления действительности» (1986), Ю.Н. Солонина «Наука как предмет философского анализа» (1988), Б.И. Липского «Практическая природа истины» (1988). В 1990-х — начале 2000-х в свет выходят книги Ю.М. Шилкова «Гносеологические основы мыслительной деятельности» (1992), Ю. В. Перова «Историчность и историческая реальность» (2000), С.С. Гусева «Смысл возможного: Коннотационная семантика» (2002). Во всех этих работах так или иначе ставятся и решаются кардинальные вопросы эпистемологии.
        На сегодняшнем этапе развития Петербургской (Ленинградской) эпистемологической школы ведущими исследовательскими центрами стали кафедра онтологии и теории познания и кафедра философии науки и техники философского факультета СПбГУ Позитивную роль играет укрепление контактов с психологическим факультетом ун-та, где за последнее время возрос интерес к эпистемологическим проблемам (В.М. Аллахвердов, В.А. Аверин, А.И. Юрьев и др.), что привело к обсуждению их на совместных заседаниях.
        Важнейшее место в исследовательской работе петербургских эпистемологов занимает идея рациональности. На почве этой идеи сейчас под эгидой кафедры онтологии и теории познания СПбГУ развиваются несколько творческих направлений, в русле которых работают Ю.М. Шилков, С.С. Гусев, Б.И. Липский, Г. Л. Тульчинский и др.: рациональность и повседневная жизнь; рациональность и дисциплинарный образ науки; рациональность и перцептивное познание; рациональность и вымысел; рациональность и современная культура. Активно ведется разработка логики и методологии научного познания (В.П. Бранский, Э.Ф. Караваев, В.П. Котенко, А.Э. Назиров, Б.Я. Пукшанский и др.). Одним из перспективных направлений в последние годы стало развитие синергетического подхода к проблемам философского и социального познания (труды В.П. Бранского, М.С. Кагана, В.В. Васильковой и др.). Важную роль здесь играет семинар по социальной синергетике (руководитель В.П. Бранский), основанный в СПбГУ по инициативе декана философского ф-та Ю.Н. Солонина.
        А.С. Кармин, Ю.М.Шилков

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1657
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • Дерево познания добра и зла
  • дерево познания добра и зла
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • исследования по методологии науки М. Вебера
  • красота как методологический принцип познания
  • Логика Научного Познания
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • логика научного познания (логика науки)
  • Логика чистого познания
  • лосось познания
  • Плюрализм как модель познания
  • Поведенческая терапия: проблемы и вопросы (behavior therapy: problems and issues)
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Стрела познания: набросок естественноисторической гносеологии
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теория познания
  • теория познания
  • теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • условия познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • форма познания
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь