Витгенштейн: социальная теория познания


Витгенштейн: социальная теория познания
        «ВИТГЕНШТЕЙН: СОЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ» (BloorD. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. Macmfflan and Columbia, 1983.209 p.) — книга Д. Блуpa, представителя социальной эпистемологии (Эдинбургская школа). Блур придерживается дескриптивистской позиции социологии познания и использует идеи позднего Л. Витгенштейна. Оставаясь на натуралистической позиции, Блур наполняет свой анализ знания как социологического феномена эмпирическим (и теоретическим) материалом, взятым из психологии (К. Бюлер, Б. Скиннер), из социальной антропологии (М. Дуглас), из истории науки. Книга состоит из 9 глав. Целью исследования автор ставит демонстрацию связи работ позднего Витгенштейна с социологией познания и систематизацию его идей. Знание при этом трактуется как коллективное поведение, зависимое от паттернов обучения. Понятие знания как продукта заменяется понятием познания как процесса — идея, плодотворная для современной эпистемологии.
        В главе «От ментальных состояний к социальному взаимодействию» Блур рассматривает критику Витгенштейном классических психологических теорий значения как ментального состояния (Э.Б. Тиченер, В. Вундт, Б. Рассел) и ментального акта (Ф. Брентано). Здесь же Блур анализирует дискуссию о «чистом мышлении» между Вюрцбургской психологической школой (О. Кюльпе, Н. А х , К. Бюлер) и такими психологами, как В. Вундт и Э.Б. Тиченер (1900—1920). Блур подчеркивает сходство рассуждений Витгенштейна о «языковых играх» с экспериментами Вюрцбургской школы.
        В главе «Языковые игры и поток Жизни» Блур анализирует понятие значения, снова обращаясь к концепции Витгенштейна: значение конституируется общественными практиками и является продуктом их конденсации. То же Блур утверждает о всяком знании, расширяя коллективистический тезис. Витгенштейн использует ряд конструкций — доктрина семейного сходства, отношения между критериями и симптомами, понятие потребностей, — которые он не конкретизирует достаточно подробно. Блур рассматривает каждую из этих конструкций, уточняя и применяя эти понятия в построении своей теории языковых игр. Тезис об образовании понятий по принципу семейного сходства он иллюстрирует примерами из книги Л. Флека (Fleck L. Genesis and Development of a Scientific Fact. Chicago, 1979).
        В главе «Социальное конструирование ментальных состояний» Блур защищает тезис об институциональной природе сознания. Он опирается при этом на позицию Б. Скиннера (см.: Skinner B. The Operational Analysis of Psychological Terms (reprinted from the Psychological Review. Vol. 52, 1942) // Feigl H, Brodbeck M. Readings in the Philosophy of Science. N. Y., 1953), развивающего бихевиористскую теорию о зависимости реакций человека (в том числе вербальных реакций и приватных ощущений как реакций, подобных другим) от социального подкрепления. В главе «Математика как антропологический феномен» Блур выдвигает утверждение о зависимости смысла математического доказательства от контекста появления данного доказательства, включающего цели и применяемые мыслительные техники. В главе «Принуждение, конвенция и кодификация» Блур рассматривает характер дедуктивных правил и анализирует происхождение и природу логической обоснованности. По Витгенштейну, принудительность дедуктивных правил определяют обычаи, установленные в пределах биологической структуры. Правдоподобие, по Блуру, — типично социологическое понятие, и Блур анализирует его как таковое. Развивая теорию языковых игр, Блур вводит трехчастную модель доказательства в системе знания: 1) интуиция; 2) существующие формальные системы; 3) интересы, относящиеся к использованию этих двух факторов.
        В главе «Систематическое изучение языковых игр» Блур строит компаративную теорию языковых игр — цель всех предыдущих исследований. При построении теории он использует метод grid-group analysis, разработанный английским антропологом М. Дуглас. Два социальных измерения — внутригрупповая дифференциация и групповая граница — служат М. Дуглас основаниями для классификации типов сознания разных социальных общностей. Блур использует эту классификацию, защищая тезис о том, что принятый в обществе социальный стиль определяет реакции научного сообщества на аномалии и может служить для характеристики языковых игр (научных дискурсов). Блур использует также идею ограниченного набора базисных стратегий ответа на аномалии, выраженную Лакатосом в его работах по истории математики (см.: Lakatos I. Proofs and Refutations, the Logic of Mathematical Discovery/ Ed. J. Worrall and E. Zahar. Cambridge, 1976).
        Принцип «социального использования природы», выделяемый Блуром, находится в зависимости от его тезиса о множественности целей, достигаемых одной языковой игрой. Социальная группа, строящая собственную картину мира, достигает по Блуру, одновременно как цели построения такой картины, так и цели социального регулирования.
        В главе «Позитивизм и культурный пессимизм» Блур подчеркивает связь позиции Витгенштейна с консервативной традицией. Исследователь относит каждого рассматриваемого им философа (Л. Витгенштейн, П. Уинч, Ю. Хабермас) к определенному типу, эксплицируя то, в группе какого типа позиция мыслителя будет правдоподобной.
        Книга Блура является одной из знаменательных попыток дальнейшего развития теории языковых игр позднего Витгенштейна и построения на ее основе компаративистской дескриптивистской социологии познания.
        Ю.С. Моркина

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1596
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БЛУР
  • БЛУР
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гендер как культурный символ
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • красота как методологический принцип познания
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Теории игр
  • теория познания
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь