|
НЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИИ ТЕЗИСНЕСОИЗМЕРИМОСТИ ТЕОРИИ ТЕЗИС — выдвинутый Т. Куном в качестве аргумента против кумулятивизма тезис о несоизмеримости дисциплинарных матриц (теорий). Его истоки можно обнаружить в идеях гештальтпсихологии и позднего Л. Витгенштейна. Различают сильный и слабый варианты тезиса о несоизмеримости теорий. Согласно Куну, научные сообщества интерпретируют результаты своих исследований в зависимости от имеющихся общепризнанных образцов, которые в «нормальной» науке выступают как набор готовых мыслительных схем. Поскольку эмпирическое значение теоретических терминов частично зависит от общепризнанных образцов, то два научных сообщества, обладающих одними и теми же символическими обобщениями, но различными образцами, приписывают различные значения теоретическим терминам. Т.о., за исключением символических обобщений, научные сообщества располагают различными дисциплинарными матрицами (теориями). Научная революция предполагает смену дисциплинарных матриц, поэтому новая дисциплинарная матрица оказывается несоизмеримой со старой. Она может включать в себя некоторые из старых символических обобщений, но уже с измененными значениями теоретических терминов. В сжатой форме сильный вариант Н.т.т. (тезис об изменении значений теоретических терминов) можно сформулировать следующим образом: значения теоретических терминов зависят от всех без исключения принципов теории, поэтому выдвижение новой теории, частично относящейся к тому же классу явлений, что и предшествующая теория, требует изменения значений всех теоретических терминов. Аналогичную формулировку этого тезиса предлагал в своих ранних работах П. Фейерабенд. Из сильного варианта Н.т.т., в частности, следовало, что задача выбора теорий в принципе не может быть решена путем логического или математического доказательства, а требует апелляции к ценностям типа точность, простота, красота и т.д., которые отдельными учеными могут пониматься и применяться по-разному. Поскольку из несоизмеримости теорий вытекала несоизмеримость признанных научным сообществом мировоззренческих и социально-психологических норм, то, по мнению Куна, процесс смены дисциплинарных матриц и ценностей в эпоху научных революций следует рассматривать по аналогии с переключением гештальта. Сильный вариант Н.т.т. вызвал оживленную дискуссию в логике, методологии и философии науки, которая стимулировала попытки более точной экспликации понятий «значение», «изменения значений», «область приложения теории» и т.д., а также более детальные исследования процессов формирования теорий. Ряд философов науки (Ф. Сапп, М. Бунге и др.) выдвинули в качестве альтернативы слабый вариант Н.т.т., который исходит из допущения, что, хотя принципы теории частично определяют значения теоретических терминов, только некоторые из этих принципов действительно оказывают такое влияние на значения, и не исключено, что это влияние зависит от контекста. Следовательно, внесение некоторых изменений в теорию будет иметь результатом изменение в значении теоретических терминов. Поскольку этот вариант Н.т.т. предполагает наличие относительно независимого от проверяемой теории языка «наблюдательной» теории, то несовпадение между результатами предсказаний и экспериментальными данными может быть выражено в соответствующих значениях дескриптивных терминов. Изменения в экспериментальной технике никогда не бывают всеобщими, и в силу этого оказывается возможным сравнение эмпирического содержания и отбор теорий и гипотез, выдвинутых на различных этапах научных революций. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|