Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 46 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 47 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 49 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/academicru/academicru_news.php on line 50 фольклор



фольклор


фольклор
        ФОЛЬКЛОР (англ. folklore — народная мудрость) — искусство, создаваемое народом и бытующее в повседневной жизни. Характеризуется связью с традицией и мифологическими архетипами, устным способом вербализации и отсутствием авторства. Традиционно Ф. представлен народно-поэтическим, песенным, музыкальным, танцевальным и декоративно-прикладным творчеством в индивидуальных и коллективных формах. Сегодня происходит расширение понимание Ф., и специалисты наряду с традиционными формами выявляют Ф. телевизионных передач, спортивных состязаний, настенных граффити, компьютерных вирусов и т.д.; ведутся теоретические дискуссии о предмете, формах и функциях Ф. в традиционной и современной культуре. Сегодня широко распространен взгляд на Ф. как на текст, существующий в режиме его «гетерогенной рецепции», зависящий во многом от отношения к нему исследователей (А. Дандес, Л. Рерик, Л. Хонко, Г. Баузингер и др.). В целом Ф. признается как особый тип социокультурной коммуникации, обеспечивающей воспроизведение и передачу коллективной традиции. Познавательной особенностью Ф. следует считать его укорененность в обыденном сознании и его формах и близость к здравому смыслу, фиксирующих сложившиеся, устойчивые бытовые представления о мире (обыденная картина мира). Это позволяет ему выполнять информационную и образовательную функции в культуре на обыденном уровне, в первую очередь, потому, что он является эффективным способом сохранения и передачи информации, фиксирующей характерные для данной культуры ценности, смыслы, знания, воспроизводимые многократно в спонтанной и целенаправленной образовательной деятельности.
        Наука о Ф. (фольклористика) существует как самостоятельная отрасль знания, развивающаяся в тесной взаимосвязи с литературоведением, этнографией, языкознанием, социологией, психологаей, культурологией и др. Начало научного изучения Ф. связано с нем. романтизмом, в русле которого появляется мифологическая школа братьев В. и Я. Гримм. В 19 — начале 20 вв. основными направлениями мировой фольклористики были: миграционная теория (теория заимствований Т. Бенфея), антропологическая школа (теория самозарождения сюжетов Э.Б. Тайлора), этнопсихологическая школа (В. Вундт), географо-историческая (финская) школа (Ю. и К. Круны). Крупнейшие представители фольклористики в России: А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, Александр Н. Веселовский, П.В. Киреевский, А.Н. Пыпин и др. В 20 в. было особенно распространено социологическое изучение Ф., которое в России оформилось в историческую школу (В.Ф. Миллер). Существенное влияние на развитие фольклористки оказали психоаналитические, неомифологические и магически-ритуалистические школы западноевропейской и амер. философии. Известным направлением мировой фольклористики стал структурализм К. Леви-Строса, который ввел Ф. как категорию в общий контекст культурологических и философских исследований. Изучение Ф. эффективно ведется средствами семиотики, герменевтики, феноменологии. Важную роль в развитии знания о Ф. сыграл постструктурализм (В. Лич, В. Николаисена, РЛЗэрон, С. Стерн), т.к. привлек внимание исследователей к тем сторонам историко-культурной реальности, которые сопротивляются их «метанарративной» унификации и обнаруживают гетерогенное множество возможных дискурсов. Описание фольклорной реальности — это реальность разных «типовых» описаний, заведомо полисемичных как внутри самих себя, так и по отношению друг к другу ( Г. Башляр, У Куайн). Многообразие научных подходов в изучении Ф. несомненно отражает общие тенденции в развитии гуманитарного знания.
        Л. Т. Ретюнских

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Синонимы:
    мат, непереводимый фольклор, нецензурная брань, творчество, устное народное творчество, фольклористика


Просмотров: 946
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • PАCOBO-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • Английская Антропологическая Школа
  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • Культурно-Историческая Школа
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • Наука и социология знания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ФОЛЬКЛОР
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • английская антропологическая школа
  • археология знания
  • культурно-историческая школа
  • легитимация знания
  • ленинградская школа эпистемологии
  • петербургская школа эпистемологии
  • франкфуртская школа социальных исследований
  • школа антропологическая английская
  • школа военной философии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь