франкфуртская школа социальных исследований


франкфуртская школа социальных исследований
        ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ — сложившееся в 1930-е в Германии направление философской и социологической мысли. Возникло на базе Института социальных исследований университета Франкфурта-на-Майне, руководимого М. Хоркхаймером. С приходом нацистов к власти школа переехала в Женеву и Париж, а с 1939-го — в Колумбийский университет, США. В 1949 школа вернулась во Франкфурт-на-Майне. Ведущие представители Ф. ш. — Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г Маркузе, в 60-е гг. — Ю. Хабермас, А. Шмидт. Школа известна философско-социологической «критической теорией общества», ориентированной на критическое восприятие буржуазной культуры, идеалов Просвещения и рациональности, особенно инструментальной. Наиболее известные работы — «Диалектика Просвещения» Хоркхаймера и Адорно, «Исследование авторитарной личности» Адорно, «Бегство от свободы» Фромма, «Одномерный человек» Маркузе и др. Идеи Ф. ш. 30—40-х гг. стали практической философией бунта студенческих движений Западной Европы в 60-е гг. В 70-е гг. школа прекратила свое существование.
        Ф. ш. занимала антисциентистские позиции. Она критиковала рациональное познание как природы, так и общества, считала определяющей культуру общества, а не его экономику. Ф. ш. построила свою эпистемологию социальных наук, подвергая эстетической критике действительность, а также совершая антропологический пересмотр материалистического понимания истории и включая идеи «новой чувственности», «нового человека», «нового общества». Антисциентистские концепции познавательного процесса Ф. ш. основаны на изменении субъект-объектных отошений в пользу большей активности субъекта, знаменующей формирование «новой науки», суть которой состояла в том, чтобы критически отнестись к наличным качествам познаваемого социального объекта и быть ориентированным на его изменение субъектом. Это формулируется как требование не брать факты общественной жизни в «позитивном», критически не переработанном виде. Одновременно Адорно и Хоркхаймер в «Диалектике просвещения» предлагали иначе задать идеал будущего знания. Утилитарность критикуемого ими буржуазного общества привела к стремлению восстановить мир в своих собственных правах. Шмидт в работе «Понятие природы в учении Маркса» рассматривает историю как практику, но обращается в то же время к созерцательности Л. Фейербаха. Он поднимает экологические проблемы в этом контексте. Объединяет эти два противоречивых тезиса та мысль, что если практика имеет небуржуазный характер (у аутсайдеров, в контр-культурных движениях), то объект опосредствуется субъектом. Если практика буржуазна, надо элиминировать из нее все субъективные характеристики. Наука, с точки зрения Ф. ш., должна быть направлена не на практические, а на духовно преобразующие цели. Центральным понятием социальной эпистемологии Ф. ш. является «подлинность», которая противостоит истинности. Действительность отрицается как неподлинная, т.е. не совпадающая с идеалами.
        Главная цель антисциентистского про'екта «новой науки» Ф. ш. состоит в том, чтобы обрисовать основные контуры таких способов познания, которые преодолевали бы характерные, с ее точки зрения, недостатки современной науки: ограниченность ее познавательных средств, преобладание понятийного аппарата, доступного только специалистам, безразличие к жизненным проблемам и традиционным ценностям, служение науки интересам господства. Маркузе считает, что «новая наука» должна объединить три имеющиеся «душевные способности»: эстетическое воображение, познавательную способность и способность желать. В концепте «новая наука» обнаруживается доминанта повседневных представлений.
        В. Г. Федотова

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1523
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ОСНОВАНИЯ НОВОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕЙ ПРИРОДЕ НАЦИЙ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • концепция представлений социальных
  • ленинградская школа эпистемологии
  • методология гуманитарных и социальных наук
  • московская философско-математическая школа
  • Надежда Пандоры: очерки по поводу реальности исследований науки
  • Наука общества
  • науки о природе и науки о культуре
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ
  • Науковедение как точная наука
  • ОДНОМЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ РАЗВИТОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
  • петербургская школа эпистемологии
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • сознания школа только
  • социальных представлений концепция
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы
  • школа военной философии
  • школа только сознания
  • ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ЗДРАВОГО СМЫСЛА
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь