цзы сы - мэн-цзы школа


цзы сы - мэн-цзы школа
Одна из восьми филос. школ, на к-рые, согласно свидетельству памятника "Хань Фэй-цзы", разделилось раннее конфуцианство после смерти Конфуция. Существовала в 5 - 3 вв. до н.э. Гл. ее представителями были внук Конфуция Цзы Сы (ок. 483 - 402 до н.э.) и ученик его учеников Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4 - 3 вв. до н.э.). Осн. произв., в к-рых изложено их учение, являются трактат "Чжун юн", приписываемый традицией, начиная с "Ши цзи" (2 - 1 вв. до н.э.), кисти Цзы Сы, и "Мэн-цзы". Гл. тезис школы - положение о необходимости придерживаться "середины" и терпимости в отношениях между правителями и подданными. Следуя заветам Конфуция о том, что "согласие является наивысшим богатством", Цзы Сы и Мэн-цзы выступали против "крайностей" в политике правителей. Цзы Сы добивался "согласия в середине", благодаря чему "все вещи в природе найдут свое место и будут пребывать в спокойствии". Обеспечить согласие в об-ве призваны цзюнь цзы - "благородные мужи" посредством "добродетельного правления" Поднебесной, к-рое Мэн-цзы позднее охарактеризовал как "человеколюбивое". В его основе - принципы "справедливости совершенного правителя" (вана, см. Ван дао). Такое правление призвано исключить стремление людей к корысти и причинение зла ближнему. "Правление вана" предполагало строгую, стабильную социальную иерархию, не допускало перехода из одной социальной страты в другую, требовало взаимной терпимости людей и исключало ропот на Небо (см. Тянь) за свою судьбу.
Для достижения такого социально-нравств. состояния необходимо постоянное персональное самосовершенствование. Его возможность заключена в добрых врожденных началах человека, - все дурные качества порождены обстоятельствами. В душе человека не заложено и крупицы дурного, учил Цзы Сы. В результате самосовершенствования устраняются все внеш. возбудители дурных наклонностей. В результате человек сосредоточивается на своем внутр. добродетельном "я", к-рое в этом случае стремится к постижению высшей, "Небесной", нравственности - чэн (1) ("искренности", "истинности"). Это - всеобщий, априорно данный человеку закон, постижение к-рого позволяет воцарить на Земле мир и гармонию. "Чэн (1)-это начало и конец всех вещей", - утверждал Цзы Сы. Чэн (1) не просто начало всего сущего, - оно "предшествует" ему. Поэтому постижение чэн (1), достижение его "пределов" есть достижение "пределов" "небесного" начала, а также полное раскрытие природы человека, его характера, и природы вещей. Т.о. реализуется единство человека и тьмы вещей, когда вещи "находятся во мне". Достижение состояния чэн (1), полное раскрытие природы вещей означает и слияние с Небом. Т.о. в учении Цзы Сы - Мэн-цзы получают развитие и обоснование только намеченные у Конфуция тезисы о единстве человека и Неба (см. Тянь).
Др. путем к постижению чэн (1) Ц.С.- М.-ц.ш. считала познание. Его процесс подразделен на пять этапов: всестороннее изучение; выяснение неясного у других (знающих); тщательное размышление; определение (суждение); реализация познанного. Представления о пяти ступенях познания развивали лапидарные указания Конфуция на то, что "учение без размышления бесплодно", а "размышления без учения" бесполезны. Процесс самосовершенствования Цзы Сы и Мэн-цзы увязали с "велениями Неба" (тянь мин, см. Мин (1)), категориями дэ ( 1 ) и дао. Человек, восходящий по ступеням познания и самосовершенствующийся, тем самым исполняет "веления Неба", проникаясь "добродетелью" -дэ |1) и постигая дао. Прошедшим этот путь будет "легко управлять Поднебесной". И Цзы Сы, и Мэн-цзы основой основ такого правления считали принцип "человеколюбия" (жэнь (2)).
Учение Ц.С.- М.-ц.ш. оказало огромное влияние на дальнейшее развитие конфуцианства. "Чжун юн" и "Мэн-цзы" стали одними из самых почитаемых конфуцианцами классич. книг, войдя в состав т.н. "Четверокнижия" ("Сы шу").
**Ян Юн-го. История кит. идеологии. М., 1957. С. 173 - 225; Кит. философия. М., 1988. С. 87 - 99. См. также лит-ру к ст. "Чжун юн", "Мэн-цзы".
В.Ф. Феоктистов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.


Просмотров: 1588
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь





Другие новости по теме:

  • “ГУАНЬ-ЦЗЫ”
  • “ГУЙГУ-ЦЗЫ”
  • “МО-ЦЗЫ”
  • “СЮНЬ-ЦЗЫ”
  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
  • “ЧЖУАН-ЦЗЫ”
  • ГО ЦЗЫ-И
  • ГУЙГУ-ЦЗЫ
  • ЛАО-ЦЗЫ
  • ле-цзы
  • ЛЕ-ЦЗЫ
  • МО ДИ, также Мо-цзы
  • МО-ЦЗЫ
  • мо-цзы
  • мо-цзы. филос. трактат
  • моу-цзы
  • Мэн-Цзы
  • МЭН-ЦЗЫ
  • мэн-цзы
  • мэн-цзы. конф. канон
  • СЮНЬ ЦЗЫ
  • учение хуан-ди - лао-цзы
  • хань фэй-цзы
  • хуан-ди - лао-цзы учение
  • хуэй-цзы
  • цзы жань
  • ЦЗЫ СЫ
  • ЦЗЫ-ГУ
  • цзюнь цзы
  • ЦЗЮНЬ ЦЗЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь