СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ


СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
теория о тесной бытийной связи знания. Исследует социальные процессы, управляющие процессом познания и влияющие на его структуру и направление. Изучает также сущность духовных столкновений (напр., взаимного непонимания людьми, принадлежащими к различным социальным слоям); сущность и последствия такого удаления от своего собственного социального слоя для успешного понимания людей, принадлежащих к др. слоям; сущность связи знания с сословием и т. д.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
    СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — лежащие на стыке социологии и философии исследования социальной природы и социальной детерминации различных форм знания, механизмов его порождения, распространения и функционирования в обществе. Для нее характерно расширительное (по сравнению с эпистемологическим) толкование термина “знание”: к знанию относится Все, чтосчитается знанием в обществе.
    Истоки социологии знания восходят к анализу К. Марксом идеологии. В рамках западного марксизма эта линия была продолжена Г. Лукачем, М. Хокхаймером, Г. Маркузе и др.
    Э. Дюркгейм очертил позитивистский вариант социологии знания, который развивался затем в исследованиях природы архаического сознания (М. Мосс, Л. Леви-Брюль и др.). В социологии М. Вебера, опиравшейся на ряд неокантианских постулатов, к социологии знания относятся анализ протестантской хозяйственной этики, ее роли в возникновении капитализма, а также его общие работы по социологии религии. Конституирование социологии знания как особой философско-социологической дисциплины связано с книгами “формы знания и общество” (1926) М. Шелера и “Идеология и утопия” (1929) К. Манхейма.
    Проводя различие между реальной социологией и социологией культуры, Шелер понимал социологию знания как часть социологии культуры. Эта дисциплина должна показать связи знания с социальной структурой, причем среди форм знания, включаемых им в социологический анализ, находятся не только позитивные науки, но и повседневное знание, мифы, религия, метафизика. Разные формы знания, по Шелеру, связаны с социальным базисом в различной степени, что отражается как на их объективности, так и на их социальной динамике. Уже в ранних работах Манхейм выдвинул задачу перестройки эпистемологии на социологических основаниях. Он подчеркивал реляционный характер человеческого знания, т. е. постоянную соотнесенность знания с социальной структурой, его неизбежный “перспекгивизм”. В “Идеологии и утопии” он сосредоточился на наиболее социально-детерминированных формах знания — идеологиях, утопиях, либеральном и консервативном сознании.
    Отделение в 30—40-е гг. от социологии знания социологии науки, социологии религии, социологии культуры и ряда других конкретных дисциплин сделало ее статус проблематичным. Центральная идея социальной детерминации знания стала подвергаться критике, обвиняться в историцизме и релятивизме. Однако в 70—80-е гг. она вновь стала вызывать интерес. Это связано, во-первых, с возникновением ряда исторически и социологически ориентированных концепций в постпозитивистской философии науки (Т. Кун, М. Полани, П. Фейерабенд и др.). Эти концепции позволили сторонникам социологии знания более конкретно и избегая грубого социологизма представить связи знания с социально-культурным контекстом (работы М. Малкея, Д. Блура, Б. Латура, С. Уолгара, представителей Штарнбергской группы социологов, разработавших концепцию финализации науки и т. п.). Во-вторых, в рамках феноменологической философии и социологии последователями А. Шюца (П. Бергером, Т. Лукманом и др.) была выдвинута новая программа социологии знания, в которой центральным предметом анализа стало не теоретическое, а повседневное знание, и традиционная модель “социальной детерминации” была заменена концепцией “социального конструирования реальности”.
    Лит.: Манхейм К, Диагноз нашего времени. М., 1994; Малкеи М. Наука и социология знания. М., 1983; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995; Stark W. Sociology of Knowledge. L., 1958; The Sociology of Knowledge. A Reader. N. Y, 1970.
    А. П. Огурцов СОЦИУМ — см. Общество.
    С ПАН ДА (санскр. spanda — дрожь, пульсация, вибрация) — термин индийской философской традиции, появившейся в связи с объяснением перехода от абсолютного единства к многообразию и раздробленности проявленного мира. Буддисты-виджнянавадины говорили обычно о “вибрации сознания” (читта-спанда), для Гаудапады, выступившего одним из предтеч адвайта-веданты, тот же образ “пульсирующего сознания” служит метафорой высшего Брахмана (см. “Маядукья-карики”, гл. 4). Особую роль понятие “спанда” играло в кашмирском шивачзме, для которого постоянная “вибрация” — это прежде всего эротико-мистическая метафора союза, или взаимопереплетения двух начал, заложенных в природе самого сознания. Спанда указывает на соединение ясного созерцания (пракаша), персонифицированного в образе Шивы, и динамичной саморефлексии (вимарша), отождествляемой с его возлюбленной Шакти. Наконец, спанда вызывает к жизни манифестации богини Речи, благодаря чему в конечном счете и проявляется весь эмпирический мир. Термином “спанда” обозначалась и одна из философских школ в рамках кашмирского шиваизма, создателем которой считался легендарный мудрец Васугупта (ок. 9 в.).
    Н. В. Исаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1574
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ"
  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наука и социология знания
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Предположения и опровержения. Рост научного знания
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • Трактат о принципах человеческого знания
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ДУХА: ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Фоновые Языковые Знания
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Формы знания и общество
  • археология знания
  • гендерные исследования знания
  • легитимация знания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь