гендерные исследования знания


гендерные исследования знания
        ГЕНДЕРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗНАНИЯ — возникшее в 80-е гг. 20 в. направление в философском феминизме. Феминистская эпистемология как часть социальной эпистемологии исходит из идеи социальной обусловленности познающего субъекта и рассматривает познавательные практики как ограниченные частными перспективами множественных ситуаций, в которых располагается познающий субъект. В центре исследовательских интересов феминистских эпистемологов — тендер как модус социальной ситуации. Термин «гендер» используется для обозначения социальной формы полового (биологического) различия между мужчинами и женщинами. В обществе принадлежность к одному из двух полов задается через подчинение символическому порядку: нормам, ценностям, образцам поведения, приписываемым мужчинам и женщинам в качестве их сущностных характеристик. Феминистки исходят из того, что в обществе существует тендерное неравенство мужчин и женщин. Такая начальная установка определяет критический и ценностно нагруженный характер тендерных исследований знания. Феминистски ориентированные эпистемологи показывают, что доминирующие познавательные практики систематически ставят женщин и др. угнетенные социальные группы в невыгодное когнитивное положение, и борются за реформирование этих практик в таком направлении, чтобы они могли служить интересам женщин. Выделяются два вида познавательной дискриминации: 1) исключение женщин из исследовательских проектов на основании непризнания за ними эпистемического авторитета; 2) создание таких теорий, в которых женщины предстают как низшие, неполноценные существа, имеющие социальную ценность лишь постольку, поскольку они служат интересам мужчин; теорий — скрывающих тендерные властные отношения и тем самым укрепляющих тендерную иерархию. Феминистские эпистемологи видят причины такого положения дел в утвердившихся в науке ложных идеалах объективности и рациональности.
        Феминистская критика направлена против классической идеи объективности, сформировавшейся в философии в 17—18 вв. и включающей следующие параметры: субъект — объектную дихотомию, подразумевающую существование объекта, независимого от познающего и определяющего содержание знания, беспредпосылочность и ценностную нейтральность знания, эмоциональную отстраненность познающего, познавательный контроль как форму отношения к объекту исследования. Такая концепция объективности соответствует маскулинному когнитивному стилю: абстрактному, теоретическому, аналитическому, бесстрастному, количественному, дедуктивному, атомистическому, ориентированному на доминирование, и позволяет выдавать за объективное знание предвзятые теории о женской неполноценности. Феминистские концепции объективности избегают онтологических допущений типа субъект-объектной дихотомии и носят, скорее, процедурный характер. Феминистки стремятся привнести в методы исследования черты феминного когнитивного стиля: конкретного, практического, эмоционально вовлеченного, синтетического, интуитивного, качественного, холистического, ориентированного на заботу. Феминистские эпистемологи разрабатывают методологические принципы, позволяющие избежать сексистских и андроцентристских заблуждений, присущих науке: неневротическое слияние с объектом исследования, рефлексивное помещение исследователем себя в ту же самую каузальную плоскость, в которой находится объект исследования.
        Феминистская наука определяется не по содержанию, а по прагматическим интересам, порождающим вопросы. Феминистки заинтересованы в раскрытии причин женского угнетения, в обнаружении динамики гендера в обществе, в производстве знания, которое поможет женщинам преодолеть то невыгодное положение, в котором они находятся. Формы знания, которые просто придают особую ценность «феминным» методам, могут быть бесполезны для тех женщин, которые хотели бы избавиться от стандартов феминности, навязываемых им обществом.
        Представители философского феминизма выдвинули три основных подхода к проблеме тендерной обусловленности познающих субъектов: теорию феминистской позиции, феминистский постмодернизм, феминистский эмпирицизм. Теория феминистской позиции наследует марксистскую традицию критической социальной философии и применяет марксистскую схему привилегированного познавательного положения угнетенных классов к тендерной проблематике. Женщины как эксплуатируемая группа занимают когнитивно выгодную позицию. Феминистский постмодернизм указывает на то, что привилегированная феминистская точка зрения — это на самом деле точка зрения белой гетеросексуальной женщины среднего класса, и тем самым остро ставит вопрос о том, что такое женская идентичность. Антиэссенциалистский пафос феминистского постмодернизма приводит к фрагментации понятия «женщина» и, как следствие, к признанию легитимности множества познавательных перспектив, ни одна из которых не является привилегированной. Феминистский эмпирицизм ищет познавательные стандарты в рамках натурализованной схемы дифференцирования обстоятельств, в которых обусловленность познающего либо порождает заблуждение, либо создает эпистемический ресурс, который может быть использован для развития познания. Этот подход выдвигает концепцию объективности, которая конституируется критическим взаимодействием множества различно обусловленных исследователей.
        О.В. Вышегородцева

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1594
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ИСТОЧНИК ЗНАНИЯ”
  • “КНИГА ЗНАНИЯ”
  • “ТРАКТАТ О ПРИНЦИПАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ”
  • «ТРАКТАТ О НАЧАЛАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЗНАНИЯ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • археология знания
  • АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Гендерные исследования
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Женские и гендерные исследования за рубежом
  • знание-как и знание-что
  • ЗНАНИЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • ИНДЕКС СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ
  • легитимация знания
  • МАТЕМАТИЗАЦИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
  • Наука и социология знания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • Производство знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Феминистская критика социальной политики
  • Феминистские архивные исследования
  • Фоновые знания
  • Фоновые знания (в социолингвистике)
  • Фоновые Языковые Знания
  • Формы знания и общество



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь