|
археология знанияархеология знания АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ — особая область исследований, разрабатывавшаяся М. Фуко в 1960—е; одноименная работа М. Фуко (Archeologie du savoir. P., 1969; рус. пер.: СПб., 2004). Результаты разработок Фуко в области А. з. запечатлены, прежде всего, в его книгах: «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966), «Рождение клиники: археология взгляда медика» (1963), «Археология знания» (1969). Однако к этой же области можно отнести и другие работы М. Фуко 1960-х, прямо не названные «археологиями» и, прежде всего, посвященные психической болезни. Оба элемента имени этой новой области — «археология знания» — далеки от их привычных значений. «Археология» здесь далека как от науки, которая изучает общество по материальным остаткам человеческой жизнедеятельности, так и от традиционной истории идей, которая изучает влияния и преемственности в развитии мысли. Что же касается «знания», то оно понимается широко, включая когнитивные образования, не требующие высокой степени теоретизации и формализации, свойственных науке. А. з. противопоставляет себя философиям, опирающимся на индивидуальный субъект как на основу всех исторических смыслов. Она заимствует антисубъектные темы и мотивы из Фрейда, Ницше, Маркса, опосредуя их идеями прерывности в развитии познания, характерными для французской эпистемологической традиции (Башляр, Кангилем). В характеристике принципов А. з. негативные определения преобладают над позитивными: это отказ от сознания в пользу бессознательного, от нерасчленимых фактов в пользу высказываний, от субъективных очевидностей в пользу связных ансамблей синхронных закономерностей. Предмет археологии не задан заранее, он строится в результате расчленения привычных целостностей (субъект, автор, сознание, причина, начало, цель) и установления новых связей между полученными таким образом элементами. Конфигурация А. з. как области исследований меняется: так, статичные эпистемы «Слов и вещей» уступают место динамичным дискурсным практикам конца 60-х — начала 70-х г г. 20 в. В книге под заглавием «Археология знания» Фуко стремится осмыслить тот путь, которым он, подчас неосознанно, следовал в предыдущих работах, изучая возникновение медицинских, психиатрических, биологических, экономических знаний и соответствующих им социальных практик и институтов. При этом вводится ряд новых понятий, в других «археологиях» практически не встречавшихся. Это «дискурсный анализ», «дискурсная формация», «высказывание», «позитивность», «архив», «историческое априори» и др. В данном контексте слово «дискурсный» следует, по-видимому, предпочесть слову «дискурсивный». В самом деле, начиная с «Археологии знания» и «Порядка дискурса», «дискурс» у Фуко становится недискурсивным или даже антидискурсивным: он не выстраивается логически-линейным образом, но предполагает взаимоопределение высказываний в различных социальных контекстах и ситуациях взаимодействия. Высказывание — это элементарная единица дискурсных образований; высказывания не даются как эмпирические «факты», они строятся по неким безличным правилам, которыми не владеет ни гносеологический субъект, ни конкретный индивид: эти правила могут быть выявлены в процессе изощренных преобразований, подстановок, смещений, но обычно существуют неосознанно. Дискурсная формация (сам термин «формация» — отголосок марксистской системы понятий) — это опять-таки не эмпирически данный предмет, но результат многосторонней критико-реконструктивной работы. Она фиксирует общее поле объектов знания, типы высказываний об объектах, способы материального воплощения высказываний (то, что позволяет им накапливаться, повторяться, видоизменяться), основные стратегии их функционирования, а также способы их взаимосвязи. Между дискурсными формациями и высказываниями как их главными единицами существует своего рода круговая зависимость (высказывания образуют формации, формации порождают высказывания). Закономерности этого поля взаимодействий нельзя назвать ни опытными, ни доопытными; по Фуко, мы находимся здесь на уровне «реальности высказываний» или «исторических a priori». В реально-материальном своем виде «историческое a priori» выглядит как «архив», только в нем хранятся уже не вещи и не бумаги, а набор правил образования предметов, понятий, высказываний. Описание архива определенной эпохи всегда конечно и ограниченно, но эта ограниченность «позитивная», т.к. она задает реестр возможностей высказывания и действия в тот или иной исторический период. Н.С. Автономова Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|