|
Прикладные исследования (applied research)П. и. ориентированы в большей степени на рез-ты, чем на концепции, и эти исслед. проводятся чаще в самой проблемной среде, чем в лаборатории. Поскольку такая ситуация носит комплексный характер и, как правило, широко охватывает самых разных людей, данные этих исслед. слабо поддаются обобщению и практически не распространяются за границы тех условий, в к-рых они были получены. Как отмечает Анастази, те, кто занимается фундаментальными исслед., могут задаваться вопросом о самой природе научения, тогда как занимающиеся П. и. могут ставить вопрос о том, какой из неск. методов обучения окажется наиболее эффективным для подготовки пилотов самолета. Так как занимающиеся фундаментальными исслед. ученые имеют дело со строго определенным, простым исследованием в лабораторных условиях, они могут более точно определять специфические факторы, объясняющие наблюдаемые различия. Эта простота позволяет фундаментальным исследованиям достигать большего правдоподобия устанавливаемых причинно-следственных связей. История возникновения Еще в 1908 г. Гуго Мюнстерберг утверждал: «Время ...прикл. психологии, несомненно, близится, и работа уже началась с самых разных сторон. Вопросы таких областей практики, как образование, медицина, иск-во, экономика и право, должны быть первыми в повестке дня». Провозглашенный «первым абсолютным прикл. психологом Америки», Мюнстерберг создал эту область, дал ей определение и наметил сферы ее потенциального применения в бизнесе и промышленности. Не менее значимым оказалось влияние исслед. Уолтера Дилла Скотта. В тот же самый год, когда Мюнстерберг предсказывал наступление грядущей эры прикл. психологии, Скотт еще больше приблизил наступление ее своей книгой «Психология рекламы» (The psуchologу of advertising). Семью годами позже он опять оказался первопроходцем, став первым психологом, получившим должность профессора прикл. психологии в Американском университете (Технологическом институте Карнеги). Первые направления П. и. четко отражали промышленную ориентацию своих зачинателей. 3 фундаментальные научные дисциплины стали основой первых П. и. Психол. тестирование положило начало отбору и классиф. персонала; эксперим. психология обратилась к разраб. челов. факторов, а психология личности / соц. психология обеспечила фундамент для работы в области взаимоотношений между членами трудового коллектива. Нетрудно заметить, что ранняя история П. и., по сути, — история промышленной психологии. Психология как профессия: напряжение и развитие Официально сформулированная цель Американской психол. ассоц. (АРА) подтверждает напряжение и развитие, к-рые П. и. привнесли в психологию. Цель АРА состоит в «продвижении психологии как науки, профессии и как средства улучшения челов. благополучия». Никакие др. представители этой профессии не прочувствовали на себе весь смысл этой формулировки в большей мере, чем клинические психологи. Столкнувшись с невозможностью реализовать в рамках АРА свои потребности, ориентированные на П. и. и психотерапевтическую практику, они вышли из ее состава, образовав независимые региональные и национальные группы (напр., Американская ассоц. прикл. психологии и Психологи за прогресс в психотерапии), где они могли эффективно и в полной мере воплотить свои интересы и начинания. Тот факт, что эти отколовшиеся от АРА группы и их члены сегодня существуют под ее крышей, является очевидным доказательством профессионального развития, к-рое произошло в самой ассоц. Это тж дань усилиям таких пионеров, как Карл Роджерс, к-рый отдал много времени и энергии задаче объединения. Тройная цель — наука, профессия и челов. благополучие — в рез-те достигла ощутимого баланса в профессиональной деятельности и взглядах АРА. Современное состояние Первые области П. и. — отбор персонала, челов. факторы и отношения в трудовом коллективе — сегодня вышли далеко за пределы своих ранних начинаний. Сегодня отношения в рабочих группах и коллективах и отбор персонала — один из разделов промышленной и организационной психологии — быстро развивающейся области, к-рая уделяет огромное внимание управленческим проблемам и программам повышения квалификации. Челов. факторы сейчас являются составным элементом общей структуры инж. психол., занимающейся вопросами труда и утомления, эффективности трудовых методов и улучшения рабочей и жизненной среды. Этот последний фокус получил дальнейшее развитие в появившейся недавно области энвироментальной (экологической) психологии, рассматривающей челов. окружение как активную, организованную систему, к-рая накладывает ограничения на одни формы поведения и стимулирует возникновение др. Чтобы понять об-во или орг-цию, энвироментальный, или экологический, психолог пытается определить и описать установки на поведение, к-рые возникают в таком окружении. Третий элемент — психология потребителя — приобрел свою собственную, отдельную и ярко выраженную идентичность. Возникнув в недрах психологии труда и бизнеса, эта область поначалу ограничивалась изучением специфических особенностей рекламы. Сегодня сфера ее интересов расширилась, включив в себя исслед. характеристик, потребностей и предпочтений потребителей. Поскольку она сочетает изучение экономического поведения, с одной стороны, и разраб. продукта — с др., психология потребителя часто соприкасается с областями экономики и социол. Тенденции развития прикладных исследований Тенденции развития П. и. соответствовали структурным изменениям, к-рые происходили внутри самих прикл. отраслей. Одно из наиболее примечательных изменений, обнаруженных в обзорном исслед. статей, опубликованных в Journal of Applied Psychology («Журн. прикл. психологии») за 20 лет, — увеличение числа полевых исслед. и корреспондирующее снижение числа эксперим. исслед. Частично это изменение может объясняться увеличением ресурсов внешнего финансирования, однако в них содержатся серьезные свидетельства того, что фокусные сдвиги внутри самих П. и. тж сыграли важную роль. Помимо самой формы исслед., заметно изменились и области интереса, что отразилось в содержании «Журн. прикл. психологии» за этот период времени. Если в содержании ранних статей отчетливо преобладали области отбора персонала, измерений интересов, психометрии и разраб. и теории тестов, в центре внимания совр. исслед. оказываются области мотивации, лидерства, организационной психологии и удовлетворенности трудом. За 20 лет все ведущие исследовательские интересы поменялись решительным образом. См. также Изучение потребителей, Полевые эксперименты Э. Л. Палмер Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|