ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
первое по времени основания и крупнейшее в СССР науч.-исследоват. учреждение в области психологии. Был создан на частные средства в 1912 при историко-филологич. фак-те Моск. ун-та по инициативе зав. кафедрой философии проф. Челпанова. Под его руководством И. п. стал одним из самых больших и лучших по оборудованию в мире центров экспериментальных психологич. исследований. Но теоретич. позиции И. п. были идеалистическими в соответствии с субъективистскими, антиматериалистич. взглядами самого Челпанова. В первые годы Сов. власти И. п. продолжал оставаться оплотом идеализма. Борьба против "челпановской" психологии развернулась в 1921–23. Выдающуюся роль в ней сыграл проф. Корнилов, призывавший к перестройке психологии на основах марксизма. Борьба закончилась разгромом старых позиций И. п. и его коренной реорганизацией; руководителем ин-та стал К. Н. Корнилов (1923–30). Психологич. концепция, развивавшаяся Корниловым в 20-х гг., заключала в себе, однако, ряд ошибочных положений и была подвергнута острой критике на т.н. реактологической дискуссии в И. п. в 1930–31. В это же и последующее время развернулись дискуссии и по др. кардинальным проблемам психологии. Особо важную роль в работе И. п. сыграло постановление ЦК ВКП(б) "О педологических извращениях в системе Наркомпросов" (1936), положившее начало новому этапу в развитии сов. психологии. С ликвидацией лженауч. педологии все большее место в деятельности И. п. занимают исследования по детской и педагогич. психологии, в к-рых находит осуществление принцип связи психологии с жизнью. Директорами И. п. в это время были В. Н. Колбановский (1932–37), К. Н. Корнилов (1938–41).
В годы Великой Отечеств. войны И. п. включился в работу по оборонной тематике. Предметом изучения становятся: повышение зрительной и слуховой чувствительности бойца, восстановление функций, утраченных в результате ранения, методы обучения разным воен. специальностям и т. п. В этот период И. п. возглавлял С. Л. Рубинштейн (1942–45).
С 1944 И. п. вошел в систему учреждений АПН РСФСР. Во главе его встал А. А. Смирнов, являющийся директором ин-та по наст. время. Исследования ин-та теперь развиваются по двум осн. руслам: общая психология, детская и педагогич. психология. В наст. время И. п. имеет три отдела: отдел общей психологии, объединяющий лаборатории: а) психофизиологии, б) восприятия и памяти, в) мышления и речи, г) психологии труда и производств. обучения; отдел возрастной психологии в составе лабораторий: а) психологии детей преддошкольного и дошкольного возраста, б) психологии школьника младшего возраста, в) психологии школьников среднего и старшего возраста; отдел педагогич. психологии с лабораториями: а) психологии общего и политехнич. образования, б) психологии трудового обучения в школе, в) психологии воспитания, г) психологии способностей. Ведется работа в области истории психологии. И. п. располагает также научно-технич. лабораторией и экспериментальными лабораториями в тех школах-базах, где проводятся психологич. исследования.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 1386
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ. Очерки по психологии исследования”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • Библиография По Психологии (На Иностранных
  • ДЕЙСТВИЕ (в психологии)
  • Деятельностный Подход В Психологии
  • деятельностный подход в психологии
  • ЗНАК (в психологии)
  • Измерения В Психологии
  • измерения в психологии
  • историография психологии
  • история психологии
  • Концепция Социально-Генетической Психологии
  • концепция социально-генетической психологии
  • МЕТОД КЛИНИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ (в детской психологии)
  • метод психологии
  • моделирование в психологии
  • Моделирование В Психологии
  • направление в психологии
  • обзор психологии
  • ОПЕРАЦИЯ (в психологии)
  • Периодика По Психологии
  • подход в психологии
  • Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования
  • Последипломная подготовка в области психологии (graduate training in psychology)
  • ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (в психологии)
  • ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
  • социально-генетической психологии концепция
  • СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД (в возрастной психологии)
  • СТРЕСС (в психологии)
  • ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД (в психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь