Видеотехника в психологии (video psychology)


Видеоаппаратура используется в психологии для сбора и распространения информ., для оказания помощи людям в осуществлении изменений (поведения, чувств и аттитюдов) и для предъявления эксперим. стимулов. Все эти функции кратко рассмотрены здесь под семью заголовками.

Анализ и документирование

В. в п. наиболее широко используется для записи и анализа поведения. Видеоаппаратура широко применяется при анализе моторной деятельности, невербальной коммуникации, соц. взаимодействия, а тж в целях мед. диагностики и наблюдения. Сравнительные психологи использовали видео для изучения поведения животных, от ритуала ухаживания богомолов до брачных предпочтений у сусликов. Видеоанализ выражений лица достиг к настоящему времени высокой разрешающей способности, и эта методология сейчас перенесена на изучение паттернов соц. взаимодействий в семьях и др. группах. Видеотехника, при наличии на то времени и терпения, делает доступным любой уровень анализа после операционализации соотв. системы кодирования. Сегодня тж стало возможным осуществлять «рентгеновидеосъемку» (video X-rays) для диагностического прояснения характера такого рода дисфункций, как, напр., неспособность глотать у младенцев. Видеоаппаратура может применяться для лабораторных наблюдений в условиях отсутствия освещения (с использованием инфракрасных лучей) и устанавливаться в автомобилях для изучения реакций водителей, принимающих разного рода лекарственные препараты.

Учебное видео

Видеозаписи и диски часто используются в целях обучения и информирования. В этой области систематических исслед. не проводилось, хотя нек-рые разделы оказались довольно хорошо изученными. Б. ч. информ. о влиянии видеопродукции (стиль, продолжительность, темп и т. д.) приходит из индустрии развлечений и рекламы. Наиболее перспективные приложения видео могут быть сведены в три области. К первой относится аудиторное обучение школьников (напр., интерактивное видео на уроках математики), студентов (напр., с целью иллюстрации теории атрибуции) и обучение но месту работы (напр., в целях улучшения профессиональных навыков). Второй областью является подготовка к лечению. Мед. и стоматологическим пациентам или членам их семей демонстрируются видеозаписи предстоящих терапевтических процедур. Третья область связана с санитарным просвещением и охраной здоровья, включ. последствия употребления наркотиков для развития ребенка. В настоящее время во всех областях все шире используется интерактивное видео. Такая система включает компьютерную технологию для просмотра видеофайлов с целью обеспечения возможности подбора учеб. материалов и заданий в зависимости от ответов учащихся.

Моделирование поведения похожих людей (peer modeling)

Одно из наиболее плодотворных приложений видеотехники в области изменения поведения связано с демонстрацией клиенту или обучающемуся наглядных примеров поведения сходного с ним человека в сходной ситуации. Спектр учеб. и терапевтических целей, достигаемых с использованием видео, чрезвычайно широк. Применение видео в профессиональном обучении может варьировать от иллюстрации примеров посредничества при разводе до оказания помощи неопытным преподавателям. Др. продуктивной областью является родительский тренинг и обучение ребенка навыкам самоконтроля (child self-management). В качестве моделей для иллюстрации соц. умений и повседневных жизненных ситуаций чаще всего используются др. дети и молодые родители. Еще одной обширной областью приложения видео является моторное выполнение (напр. в спорте). Чрезвычайно перспективной, но пока недостаточно развитой областью является разработка моделирующего видео для специальных популяций (напр. лиц с задержками умственного развития).

Самомоделирование

Эффективное поведение может тж иллюстрироваться, в учеб. целях, видеозаписями поведения самих клиентов или обучающихся путем его проектирования и монтажа различными способами. Самомоделирование определяется как процедура, в ходе к-рой люди могут наблюдать на видеозаписях собственное адаптивное поведение. (Для самомоделирования тж используются аудиозаписи, фотографии, напечатанные истории и индивидуальные мысленные образы.) Область применения самомоделирования охватывает широкое разнообразие приложений: деструктивное поведение, избирательный мутизм, депрессия, тревога, спорт, соц. умения, личная безопасность, самоконтроль, ситуации физ. напряжения, обучение работников сферы обслуживания и др. Наиболее эффективная форма самомоделирования использует упреждение, или прямую связь (feedforward), — термин, введенный для обозначения видеоизображений еще не достигнутых целевых умений, к-рые монтируются из элементов уже доступного репертуара умений. Напр., мальчик не умеет самостоятельно есть, но он может держать ложку, опускать ее в тарелку, поднимать ее ко рту и т. д.; эти элементы по отдельности могут быть записаны на видео и при помощи монтажа объединены в еще не существующий, сложный акт поведения, демонстрирующий умение в новой, но не превышающей возможностей данного уровня развития сфере. Более простой, но неск. менее эффективной стратегией является позитивный самопросмотр (positive self-review), в ходе к-рого представляется подборка записей наилучших образцов уже доступных, но не часто демонстрируемых целевых умений. Напр., теннисист получает обзорную видеозапись его лучшей подачи, игры с лета и т. д. из многочисленных попыток, совершенных им за весь прошедший день. В обеих описанных формах самомоделирующие записи, как правило, демонстрируются ок. 3 мин и просматриваются каждые 1 или 2 дня до шести раз для достижения макс. эффекта; иногда, когда требуется подкрепляющий стимул, они просматриваются повторно через каждые 2 или 3 мес.

Самоконфронтация и обратная связь

Просмотр видеозаписи своего поведения в личностно значимых ситуациях — эффективное средство улучшения навыков самооценки. Поэтому видеообратная связь используется в широком спектре ситуаций: при спорт. соревнованиях, формировании профессиональных навыков, межличностной коммуникации и т. д. Она оказывается наиболее эффективной в случае, когда поведение, требующее коррекции или улучшения, четко определено и может быть достигнуто самостоятельно или при наличии соотв. обучения либо поддержки (напр. тренировки и консультирования). Др. полезной стороной просмотра не подобранных искусственным образом и не смонтированных видеозаписей своего поведения является оказываемое ими мотивационное и эмоциональное воздействие. Последствия наблюдения собственных неудачных действий при отсутствии возможности что-либо изменить или повлиять на ситуацию могут варьировать от отчаяния и тревоги до твердой решимости достичь поставленной цели.

Просмотр эпизодов событий

Использование видео в целях стимулирования дискуссий, воспоминаний, эмоций или оценочных суждений является распростр., но недостаточно изученным направлением. Для нужд интервьюирования и консультирования была разработана процедура «воспроизведения межличностного процесса» (interpersonal process recall) (просмотр видеозаписей с целью повторного рассмотрения мыслительных процессов и чувств, связанных со специфическими действиями). В литературе закрепился термин «триггеры» (triggers), обозначающий краткие видеозаписи, к-рые провоцируют возникновение дискуссий, использующихся как основа для приобретения опыта групповой работы. Обычно это короткие, не имеющие завершения эпизоды, предназначенные для стимулирования групповой дискуссии на спорные темы (напр., жестокое обращение с детьми или аттитюды к различным культурам). Эпизоды на удивление редко использовались в терапии. Однако существуют обнадеживающие данные об их применении в тренинге соц. навыков, раскрывающей терапии (exposure therapy) и секс терапии. Относительно редкой, но от того не менее интересной возможностью использования видео является его терапевтическое и развивающее воздействие на людей (напр., подростков с эмоциональными нарушениями и уголовных преступников), участвующих в написании сценариев и производстве своих собственных видеофильмов.

Видео как экспериментальный стимул

В огромном количестве научных исслед. упоминается об использовании видеозаписей эпизодов, но методологические принципы до сих пор практически не определены. Содержание видеозаписей может представлять независимую переменную (напр., подавленное состояние в одном эпизоде, но не в другом), или видео может противопоставляться др. средству (напр., наблюдение себя по кабельному каналу или в зеркале). В эксперим. исслед. принято использовать к.-н. один эпизод, но создавать при этом различные условия путем его словесного обозначения (напр., «у нее отсутствует внимание» против «у нее дурное настроение») или использовать испытуемых различных категорий (напр., эксперты против новичков). Видео может использоваться и в качестве зависимой переменной, как в случае, когда испытуемые настраивают искаженное изображение, руководствуясь нек-рым критерием (напр., оценка размеров тела в исслед. проблем лишнего веса). Возможности использования В. в п. едва ли достигли своего пика. С совершенствованием технологии и увеличением удобства пользования (в сочетании с компьютером или без него) эти возможности будут возрастать.

См. также Животные как модели, Подходы к обучению, Поведенческое моделирование, Психология потребителя, Педагогическая психология, Разработка учебно-тренировочных систем, Профессиографический анализ, Профессиональное консультирование, Оценка деятельности, Самоактуализация, Работоспособность

П. Дауэрик

Просмотров: 1577
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Анализ поведения (behavior analysis)
  • Видео-Арт Терапия
  • Генетика Поведения
  • ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ПОВЕДЕНИЯ
  • Изменение поведения
  • Нарушения поведения
  • ПОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬ
  • ПОВЕДЕНИЯ МОДЕЛЬ
  • ПОВЕДЕНИЯ ОЖИДАНИЕ
  • ПОВЕДЕНИЯ ТЕРАПИЯ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • ПСИХОТЕРАПИЯ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ
  • Развитие социального поведения людей (development of human social behavior)
  • Расстройства поведения
  • Расстройства поведения и эмоций смешанные
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • Стадии развития поведения ребенка (children's behavioral stages)
  • ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Театральность поведения
  • ФИГУРА Фигура, также карта, схема, тема, зеркало небес, гороскоп - условное изображение состояния неба (т. е. астрологически значимых астрономических факторов) в данный момент времени. Наиболее значимые в большинстве систем факторы, так или иначе отр
  • ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
  • Является ли знанием истинное и обоснованное мнение?
  • видео-арт терапия
  • генетика поведения
  • модификация поведения
  • поведения терапия
  • правило (поведения) золотое
  • регрессия поведения
  • уровень поведения
  • фиксация поведения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь