ФЕОДОР МЕТОХИТ


ФЕОДОР МЕТОХИТ
    ФЕОДОР МЕТОХИТ (???????? ?????????) (1270, Константинополь — 13 марта 1332, там же) — византийский гуманист, государственный деятель и ученый Сын сторонника греколатинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, вт ч в 1321 — великого логофета, т е. главы “правительства” С 1305 — месадзон, т. е ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна) После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец — разрушению После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.
    По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения Среди его разнообразных сочинений — комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, “Введение в математику Птолемея”, этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т. ч. “О математическом виде философии”), агиографические энкомия и др Его письма не сохранились, многое еще не опубликовано Его т н “Гномические заметки” (“Смесь”) представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний, в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека — родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96—98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106,108), об Эламинонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) идр
    Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как жизни индивида, так и целых народов и государств Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории
    Соч.: Theodon Metochitae Miscellanea philosophia et histonca giaeca, rec Ch G Muller, Th Kieling Lipsiae, 1821, ???????? ????????? ?????? TJ ???? ????????, ed ? Polemis Athenes, 1995
    Лит.: Медведев И П. Византийский гуманизм XIV—XV вв СПб 1997, Hunger H Theodoros Metochrtes als Vorlaufer des Humanismus in Byzanz — Byzantinische Grundlagenforschung L , 1973, De Vues van der Vfclden E , Theodore Metochite Une reevalution Amst, 1987, Sevcenko l. Etudes sur la polemique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962; BeckH.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen 'Vollbildes im 14. Jahrhunderts. Munch., 1952.
    M. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 1005
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ЗАКАТ ЕВРОПЫ. Очерки морфологии мировой истории”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • АЛБАНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • ДИОН ИЗ ПРУСЫ
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • КАЗАХСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КИРГИЗСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • КОРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛАТЫШСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ЛИТОВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • Линии Демокрита и Платона в истории культуры
  • МЕСТО В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • МОЛДАВСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ПОЛЬСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
  • РУМЫНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ТУРКМЕНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • УЗБЕКСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ
  • ФЕОДОР АСИНСКИЙ
  • ФЕОДОР АСИНСКИЙ
  • ФЕОДОР ГАЗА
  • ФЕОДОР ИЗ КИРЕНЫ
  • ФЕОДОР СТУДИТ
  • ФЕОДОР из Кирены
  • ЭСТОНСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь