|
БИОН БОРИСФЕНИТБИОН БОРИСФЕНИТ БИОН БОРИСФЕНИТ (???? ?????&??????) (ок. 325—ок. 255 до н. э.), из греческой колонии на Днепре (Борисфене) — греческий странствующий мыслительэклектик, близкий к киникам. Согласно Диогену Лаэртию, в юности был продан в рабство ритору, после смерти которого получил свободу и все имущество хозяина; книги его Бион сжег, а деньги истратил на переезд в Афины, где принялся изучать философию: сначала он “принадлежал к Академии”, затем, вероятно под влиянием Кратета Филанского, “обратился к киническому образу жизни, надел плащ и взял посох”, потом стал приверженцем киренаика Феодора Безбожника, затем учился в Ликес у перипатетика Теофраста (Diog. L. IV 52—53). От академиков и перипатетиков Бион усвоил почтение к разуму (“не от еды удовольствие, а от размышления”, Athenaeus, X 18, 35), от Феодора перенял атеистическое вольнодумство, от киников—“бесстыдство” (???????????) в поведении и грубость в выражениях, от своего хозяина-ритора унаследовал вкус к риторике и был известен как “искусный софист”, пародист и острослов, полезный всем, “кто хотел ниспровергать философские учения” (IV 47). Некоторое время жил при дворе Антигона Гоната. Литературное наследие Биона, известное по фрагментам, составляли изречения (апофтегмы) и “записки” (??????????), т. е., вероятно, записанные варианты его выступлений перед публикой. Сохранились названия двух его сочинений: “О гневе” и “О рабстве”. Бион считается родоначальником кинической диатрибы на основании отсылки у Диогена Лаэртия в биографии Аристиппа (“как сообщают последователи Биона в “Диатрибах””, Diog. L. II 77, 4). Фрагменты рассуждений Биона сохранились в диатрибах киника Телега Мегарского. В изображении Телета он выступает как популярный моралист, который учит, как подняться над жизненными невзгодами и справиться с тяготами бедности, старости, изгнания и т. п. благодаря умению приспосабливаться к обстоятельствам и быть довольным тем, что имеешь. Лет.: Kindstrand J. Г. Bion of Boiysthenes. Uppsala, 1976; Телет. Диатрибы.—В св.: Антология кинизма, изд. подготовил И. М. Нахов, 2-е изд. М., 1996, с. 153—171. См. лит. к ст. Киники. М. А. Солопова Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001. Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|