БЕТ


БЕТ
    БЕТ (Beth) Эверт Биллем (17 июля 1908, Алмело, Нидерланды —12 апреля 1964, Амстердам) — нидерландский философ и логик, ученик Брауэра. В 1933—45—преподаватель Утрехтского университета; с 1946 — профессор логики Амстердамского университета, с 1952—директор Института философии точных наук в Амстердаме. Испытал влияние логического эмпиризма, особенно работ Карнапа по логике и основаниям математики, однако не принял исходные установки неопозитивизма. В основе общей философской позиции Бета лежит тезис о необходимости синтеза логики, оснований математики, истории точных наук и психологии мышления. Резко выступал против идеализма и считал, что современная философия в целом и философия математики в частности развиваются в направлении к реализму. Под реализмом Бет понимал концепцию, утверждающую, что человек в процессе своего опыта вступает в контакт с различными сферами реальности, несводимыми друг к другу, однако связанными между собой, дополняющими друг друга, причем эта связь фиксируется с помощью онтологических допущений, проверяемых на основе имеющихся теорий. По мнению Бета, формальный анализ дедуктивной структуры математических теорий является основой философии математики. Вместе с тем в математике важную роль играет математическая и логическая интуиция, которую необходимо исследовать с помощью рациональных методов. Бет разработал развернутую концепцию объекта математики: на первом уровне в качестве такового выступает мир человеческого опыта, на втором— структура мира в той мере, в какой она явно выражается в математическом языке, и, наконец, на третьем уровне — бесконечность. Рассматривая соотношение логики и психологии, Бет считал эти дисциплины автономными и взаимно дополняющими друг друга. Он выступал против любых вариантов психологизма в логике (и математике) и логицизма—в психологии. В книге “Математическая эпистемология и философия” (Mathematical Epistemology and Philosophy. Dordrecht, 1966) авторы (Бет и Пиаже), несмотря на разногласия по многим вопросам, сформулировали общую программу междисциплинарного подхода к эпистемологии, -основанную на переходе от исследования “психологического субъекта”, центрированного вокруг собственного внутреннего мира сознания, к “эпистемологическому субъекту”, когнитивные структуры которого производны от наиболее общих механизмов координации действий субъектов. При этом генетическое исследование мышления должно быть органически связано с использованием историко-критического метода. Бет внес значительный вклад в развитие современной логики. Он разработал метод семантических таблиц, обобщающий табличную процедуру оценки обозначимости формул классической пропорциональной логики на логику предикатов (первого порядка): построил семантику интуиционистской логики, использующую концепцию возможных миров (оказавшую влияние на работы Крипке). Важным результатом Бета явилась доказанная им в 1953 теорема, которая завершила построение классической теории полной определимости и стимулировала дальнейшие исследования по теории определимости в формализованных системах (Л. Свенониус, М. Маккей, Д. Куекер и др.).
    Соч.: Метод семантических таблиц.—В кн.: Математическая теория логического вывода. М., 1967; Les fondements logiques des mathematiques. P.—Louvain, 1955; L'existence en mathematique. P., 1956; La crise de la raison et la logique. P.—Louvain, 1957; Formal Methods. An Introduction to Symbolic Logic. Doldrecht, 1962; Mathematical Thought. Dordrecht, 1965; Moderne Logica, Assen, 1966.
    Лит.: Staat/. F. E.W. Beth.—“Dialectica”, v. 19, 1965; Beth E. W. Memorial Colloquium. Dordrecht, 1967.
    В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Синонимы:
    недобор, неустойка, ремиз


Просмотров: 467
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "НАУКА ЛОГИКИ"
  • “НАУКА ЛОГИКИ”
  • “СИСТЕМА ЛОГИКИ СИЛЛОГИСТИЧЕСКОЙ И ИНДУКТИВНОЙ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «НАУКА ЛОГИКИ»
  • АЛГЕБРА ЛОГИКИ
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • История как проблема логики
  • Класс, Множество (В Логике И Математике)
  • ЛОГИКИ-СОФИСТЫ
  • ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФИЛОСОФИЯ
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
  • МНОГОЗНАЧНЫЕ ЛОГИКИ
  • Математическая теория научения (mathematical learning theory)
  • НАУКА ЛОГИКИ
  • НЕКЛАССИЧЕСКИЕ ЛОГИКИ
  • Наука логики
  • О природе логики
  • Принципы математики
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Система логики силлогистической и индуктивной
  • Сумма логики
  • ФИЛОСОФИЯ МАТЕМАТИКИ
  • Философия логики
  • алгебра логики
  • закон логики
  • логического анализа философия
  • неклассические логики
  • философия математики
  • язык логики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь