Наука логики


Наука логики
        «НАУКА ЛОГИКИ» («Wissenschaft der Logik») — одно из главных сочинений Г.В.Ф. Гегеля. Впервые издано в 1812—1816. По своему содержанию оно созвучно более поздней первой части «Энциклопедии философских наук» с идентичным названием (так называемая «малая логика»). Состоит из трех книг: учения о бытии, о сущности и о понятии.
        В «Н. л.» Гегель разрабатывает диалектическое учение о категориях (бытие, ничто, становление, качество, количество, мера и т.д.). Метод этого учения «не есть нечто отличное от своего предмета и содержания, ибо именно содержание внутри себя, диалектика, которую оно имеет в самом себе, движет вперед это содержание» (Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб., 1997. С. 43). Как и в «малой логике», фоном для Гегеля является различение рассудочной, диалектической и спекулятивной сторон логического (С. 45), хотя оно и не выражено столь отчетливо. Гегель увязывает в единое целое «Н. л.» с «Феноменологией духа» — первая берет в качестве предпосылки то, что вторая дедуцирует: «Сознание есть дух, как конкретное здание, и притом погрязшее во внешнем. Но движение форм этого предмета, подобно развитию всякой природной и духовной жизни, покоится только на природе чистых сущностей, составляющих содержание логики» (С. 20).
        Саму логику Гегель определяет как «науку чистого мышления, имеющую своим принципом чистое знание, не абстрактное, а конкретное, живое единство» (С. 48), как «чистую науку, т.е. чистое знание во всем объеме своего развития» (С. 57). Своим предшественником в вопросе разработки подобной науки Гегель, при всей критике, считает И. Канта, выдвинувшего идею трансцендентальной логики. Логика Гегеля распадается на две большие части: на объективную («понятие как бытие») и субъективную («понятие как понятие») логику. Промежуточным звеном между ними оказывается учение о сущности, которое Гегель с оговорками относит к объективной логике. Объективная логика рассматривает бытие и сущность и составляет «генетическую экспозицию понятия» (С. 529). В ней Гегель считает кантовское различение между только мысленной и данной в опыте ложной проблемой рассудка и приходит к выводу, что логическая структура, выявляемая в движении понятий, является одновременно структурой бытия. Таким образом, объективная логика становится метафизикой; точнее, «объективная логика непосредственно занимает место онтологии» (С. 52).
        В учении о бытии Гегель исходит из того, что бытие — «неопределенное непосредственное» (С. 68) — определено по отношению к иному, внутри самого себя, и оказывается «той абстрактной неопределенностью и непосредственностью, в которой оно должно служить началом» (С. 66). В соответствии с этим, бытие отделяет себя от сущности и полагает себя в трех определениях: как определенность, или качество; как снятая определенность, или количество; и как качественно определенное количество, или мера.
        В учении о сущности — «истине бытия» (С. 351), составляющей середину между бытием и понятием — Гегель рассматривает сущность с точки зрения того, что она имеет видимость, являет себя и выявляет себя. Соответственно этому выделяются следующие определения ее движения: простая сущность как рефлексия в самой себе, сущность сообразно со своим существованием и явлением, а также сущность как единство со своим явлением, или действительность (С. 353). Движение сущности приводит к переходу из бытия в понятие.
        В отличие от двух предыдущих книг, учение о понятии составляет субъективную логику. Понятие — «единство бытия и сущности» (С. 546) — Гегель рассматривает как «истину только в себе» (С. 547), или субъективность (включает в себя понятие, суждение и умозаключение), как «саму сущую в себе и для себя суть», или объективность (включает в себя механизм, химизм и телеологию), и, наконец, как «раскрывшую саму себя истину» (С. 548), или идею (включает в себя жизнь, идею познания и абсолютную идею).
        В «Н. л.» Гегель представил онтологизированную диалектическую логику, которую он противопоставил традиционной формальной логике, неявно истолковываемой им, впрочем, также онтологически. В качестве недостатков формальной логики Гегель называл бессодержательность, отсутствие движения и безжизненность. В этой связи он подверг резкой критике законы тождества, непротиворечия и исключенного третьего. Однако главное острие критики Гегеля было направлено на закон непротиворечия. Не допуская противоречия, формальная логика не допускала и движения, ибо «движение — это само налично сущее противоречие» (С. 399). В отличие от традиционной логики, Гегель не считал обнаруженное противоречие «изъяном, недостатком или погрешностью этой сути» (С. 400—401). Более того, он утверждал, что «вещь, субъект, понятие есть именно само это отрицательное единство; оно нечто в себе самом противоречивое, но точно так же и разрешенное противоречие» (С. 401). Однако основополагающий вопрос о том, как можно примирить допущение противоречия с вытекающим отсюда следствием, согласно которому из противоречия следует все что угодно, в «Н. л.» так и остался без ответа.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1492
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “ЭТИКА, ИЛИ ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • ГЕГЕЛЬ
  • ГЕГЕЛЬ
  • ГЕГЕЛЬ
  • гегель
  • Гегель Георг Вильгельм Фридрих / Hegel, George Fridrich
  • Дети как свидетели
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • красота как методологический принцип познания
  • Науковедение как точная наука
  • ОРИЕНТАЦИЯ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ НА ЗАДАЧУ ИЛИ НА СЕБЯ
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Фрейм как если бы
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь