|
гегельгегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих 27.7.1770, Штуттгарт, - 14.11.1831 Нем. философ. Получил образование в Тюбингенском ун-те (1788 - 93). В студенческие годы придерживался радикальных взглядов, приветствовал Франц. революцию, назвав ее "всемирным историч. событием", осуждал феод, порядки прусской монархии. Преподавал в ун-тах Иены (1801 -5), Нюрнберга (1808-16), Берлина (1818 - 31). Осн. изд. при жизни труды - "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812-16), "Энциклопедия филос. наук" (1818), "Основы философии права" (1821). Посмертно изданы лекции по философии, истории, эстетике, философии религии, истории философии и др. Г.- объективный идеалист. Объективный мир - отражение творческого духовного начала - "абс. идеи", "мирового разума", или "мирового духа"; природа - "инобытие духа". Единство законов внеш. мира и мышления выводил из тезиса о тождестве мышления и бытия. Всеобъемлющая филос. система Г. в своей основе метафизична. Она признавала конечность процесса движения, что противоречило его диалектич. методу, всесторонне разработанному им применительно к сфере мышления и успешно использованному, хотя и в идеалистич. трактовке, для объяснения естеств. и социальных явлений. Диалектика является существ, вкладом Г. в историю мировой филос. мысли. В критически переработанном виде она стала одним из теоретич. источников марксистской философии. Заметное место в системе Г. отводится "вост. миру". В его лекциях по философии истории красной нитью проходит идея историч. развития человечества как единого процесса. Идеалистич. подход к проблеме развития об-ва привел его к выводу о делении народов мира на "историч." и "неисторич.". К первым он относил греков, римлян и германцев, ко вторым - ряд др. народов, в т.ч. принадлежащих "вост. миру", в первую очередь китайцев и индийцев. Критерием такого деления послужил тезис о том, что содержанием развития всемирной истории является "прогресс в сознании свободы". Хотя Г. утверждал, что "свет духа воссиял в Азии", положившей начало всемирной истории, он тем не менее настаивал, что "вост. народы еще не знают, что дух или человек как таковой в себе свободен"; т.о., они "не свободны" и, следовательно, остаются "за пределами всеобщей истории". Такому выводу не помешало наличие в Китае и Индии с древнейших времен своей гос. орг-ции, что Г. считал непременным признаком принадлежности к "историч. народам". Установки относительно места народов Востока во всемирной истории Г. распространял и на отношение к философии этих народов, к-рой, по его мнению, не место в общей истории философии. Однако в последние годы жизни он включил во введение к курсу своих историко-филос. лекций небольшой разд. по "вост. философии", из двух параграфов к-рого один относится к Китаю, др.- к Индии. Основываясь на скудных данных, почерпнутых из материалов католич. миссионеров, он охарактеризовал вост. философию как скорее "религ. мировоззрение, к-рое очень легко можно принять за философию". В параграфе о кит. мысли он остановился на Конфуции, назвав его "проповедником практич. мудрости". В его учении Г. не нашел "никакой спекулятивной философии", сделав вывод, что ему воздается незаслуженная слава. Г. также упомянул две классич. книги - "И цзин" (см. "Чжоу и") и "Шу цзин", а также трактат "Дао дэ цзин", в оценке к-рых после краткого анализа их содержания ограничился констатацией того, что в них содержатся "абстр. мысли", а философия Китая "еще находится на первой ступени". В параграфе по инд. философии Г. по существу пересказал ст. англичанина Генри Кольбрука "Об инд. философии" (1823), сосредоточив внимание на двух известных ортодокс, системах древней Индии - сан-кхья и ньяя. Г. рассматривал эти системы как истинно филос., подчеркивая их акцент на гносеологич. проблемах, разработке системы логич. категорий, и даже сравнивал систему ньяя с логикой Аристотеля. *Соч. Т. 8. М.-Л., 1935; т. 9. Л-, 1932; **Гулыга А.В. Г. М., 1970; Сенин Н.Г. Историч. концепция Г. и место в ней народов Востока // VII Междунар. гегелевский филос. конгресс. М., 1970; Советская лит-pa о Г. (1970 - 1979). М., 1980. Н.Г. Сенин Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Китайская философия. Энциклопедический словарь Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|