Дух позитивной философии


Дух позитивной философии
        «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» — работа О. Конта, основоположника классического («первого») позитивизма. Впервые опубликована в Париже в 1844 (рус. пер.: Спб, 1910). Ее содержание и характер были определены тем, что Конт, противопоставляя свою позицию философской традиции и отвергая «метафизику» как ложное или бессмысленное учение, поставил задачу заменить ее изложением общих, наиболее важных результатов «позитивных» наук в виде удобной, упорядоченной, по возможности краткой и вместе с тем всеобъемлющей совокупности сведений из всех сфер науки, по образцу «Энциклопедии» Дидро и Д' Аламбера. Этой цели он посвятил большую часть жизни. Итогом стали шесть томов «К у р с а позитивной философии» (1830—1842).
        Согласно Конту, совокупность научного знания должна быть представлена в виде системы, причем в таком порядке, который был бы максимально удобен для человека, решившего заняться наукой и освоить ее главное содержание. Оптимальный путь к этому — выстроить эту систему таким образом, чтобы предшествующие сведения служили логической предпосылкой и основой для понимания последующих. Поскольку, по мнению Конта, и само человечество, продуктом совокупной мыслительной деятельности которого является наука, двигалось по такому же пути, то логическая последовательность представления всего корпуса знаний должна быть такой же, как историческое развитие науки. Впрочем, следуя этому принципу организации изложения научных достижений, полагал Конт, необходимо учитывать и другой аспект — ведь каждая наука включает в себя «абстрактную» и «конкретную» части (хотя это членение и не образует последовательного ряда). При этом идеал строения каждой науки — возможность представить все единичные факты, которые входят в ее предмет, как частные случаи, которые можно было бы вывести из «общего факта», используя правила логической дедукции. Таким «общим фактом» Конт считал любой научный закон.
        Кроме этих принципов, которые «отвечают природному единству» самого мира, организация системы знания должна также выражать и единство общей цели человечества и потому должна быть построена под утлом зрения иерархии ценности различных ее областей. Однако эту цель только еще предстоит осознать и ясно сформулировать.
        Задача любой науки — «видеть, чтобы предвидеть». Просто накапливая факты, решить ее нельзя — нужно сформулировать («открыть») законы, которые «вытекают» из фактов. Ничего, кроме этих двух компонентов, в составе «позитивной» науке быть не должно. Поэтому ее содержание предстоит очистить как от «мистицизма», так и от эмпиризма, которые одинаково бесплодны.
        Роль ведущей идеи, «наиболее общего факта» в составе всего положительного знания, у Конга играет закон трехстадийного развития духа. Согласно ему, и человечество, и каждая наука, и отдельный человек в своем интеллектуальном и общекультурном развитии последовательно проходят три стадии: «теологическую, или фиктивную», «метафизическую, или абстрактную», и «позитивную, или реальную». Для первой характерны попытки решать трудные и даже в принципе неразрешимые вопросы (т.е. вопросы о первооснове мира, о судьбах людей и первопричинах событий), стремление к абсолютному знанию, что находит удовлетворение в религиозном объяснении. Оно рассматривает вещи и события по аналогии с человеческими качествами, только чрезмерно преувеличенными. Эта стадия сама разделяется на стадии фетишизма (суть которого — в приписывании внешним телам неких «сил», гипертрофированных аналогов человеческих способностей); политеизма (здесь «теологический дух» освобождается от связи с телесными субстанциями, выступает как творящее начало, но вместе с тем распадается на множество родовых «сущностей»), и монотеизма (здесь, в мистической форме, оказывается осознанной внутренняя связь всех природных явлений, но источником и гарантом всех этих мировых связей признается Бог).
        Дойдя до этого уровня, человеческий дух открывает возможность перейти к следующей, метафизической стадии. Место Бога занимает множество «сущностей», о которых рассуждает философия («метафизика»), сменив теологию. Философия, по Конту, по сути своей — только упрощенная и постепенно обесцениваемая теология.
        На третьей стадии происходит критическое преодоление метафизики. Разум отказывается от желания обладать абсолютной истиной, а в качестве единственной реальной цели науки рассматривает рациональное предвидение. Метафизику сменяет позитивная наука. Важнейшая характеристика последней — это утверждени «имманентности» бытия; поэтому она ограничивается только описанием «действительных фактов» и упорядочением состава этого, «позитивного», знания и отказывается от постижения «трансцендентного», расположенного за пределами фактов, доступных сознанию, поскольку они ему «даны», т.е. непосредственно существуют как «поток явлений».
        Каждой из этих трех стадий соответствует специфическая форма социальной организации. Фетишизму отвечает примитивная организация общества, формы которого по существу исчерпываются семьей, и являющейся ячейкой сообщества людей. Эта стадия длится примерно до 1300. На теологической стадии образуется «жреческий класс», которому сначала подчиняются племенные вожди (в этом суть «теократии»); потом светская и духовная власти сливаются. Эта стадия охватывает период от 1300 до 1800. В результате философской критики (ее моменты «Реформация, Просвещение, Революция») возникает, наконец, позитивная стадия. Ей соответствует «промышленное общество», когда важными компонентами государственной организации становятся искусство и наука. Мало-помалу растет «духовный авторитет» науки и искусства. Следствием этого процесса является развитие образования и повышение социального авторитета прессы. В конечном итоге, во главе общества должны будут стать философы (в том смысле, как эту профессию понимает Конт — т.е. не «метафизики», а энциклопедически образованные ученые). Они призваны играть роль «позитивных священников».
        Универсальным обобщением научной практики, с гласно Конту, является вывод о неизменности законов природы (которые суть только устойчивые отношения в мире явлений). Этот вывод не может быть простым обобщением наблюдаемых фактов, а является следствием базисного свойства разума, который предпочитает стабильное изменчивому. Отсюда, полагает Конт, традиционное почтение людей к «неподвижной звездной сфере» и упорный поиск законов, т.е. устойчивых регулярностей в последовательностях явлений.
        В состав «позитивной действительности», которая является предметом научного познания, входит и сам человек. Поэтому к числу позитивных наук (причем «базисных»!) относится социология. Ее предмет — «конкретные факты» социальной организации и человеческого поведения, включая сведения о «душе» (не в смысле какой-то самостоятельной «субстанции», а как связи психических явлений, относительных к нашему телесному поведению и социальному положению).
        Таковы базовые принципы «позитивной философии» как ее трактовал основоположник позитивизма.
        А.Ф. Зато

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 2256
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА"
  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • бог как источник и гарант познания
  • вера в теории познания и философии науки
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ведет начало с греков, которые не только овладели с помощью уже существовавшего до них мышления новыми предметами
  • знание-как и знание-что
  • ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?
  • Как делать вещи при помощи слов
  • красота как методологический принцип познания
  • Методология позитивной экономической науки
  • Монография как жанр научной литературы
  • Наука и социология знания
  • Науковедение как точная наука
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • Плюрализм как модель познания
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • психического как процесса концепция
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Разновидности научной статьи как жанра
  • РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ КАК МНЕСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • Философия науки. Связь между наукой и философией
  • Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь