|
МАТРИАРХАТМАТРИАРХАТ (от лат. mater – мать и греч. ???? – начало, власть) – термин, обычно применяемый для обозначения эпохи материнского рода, основного этапа в истории первобытного общества времени его расцвета. В этом значении М. характеризуется большой ролью женщины в хозяйстве и ее равноправным с мужчиной положением в обществе. Кроме того, этим же термином обозначается специфическая и неуниверсальная форма разложения первобытнообщинного строя, при к-ром женщины приобретают господств. положение в обществе и материнский счет родства сменяется отцовским уже после образования раннеклассового государства. В последнее десятилетие мн. сов. ученые (М. Г. Левин, А. Л. Монгайт, А. И. Першиц) предлагают не употреблять термин "М." для обозначения всемирно-историч. эпохи материнского рода, сохранив за ним лишь его второе, буквальное значение. Напротив, нек-рые другие специалисты (М. О. Косвен) продолжают применять термин "М." в обоих значениях, ограничиваясь его разделением на ранний и развитый. Термин "М." вошел в литературу в 80-х гг. 19 в. Для обозначения того же понятия употреблялись и отчасти до сих пор употребляются такие термины, как "матернитет", "материнское право", "гинекократия". Древнейшие сообщения о матриархальных порядках содержатся в античной литературе (Геродот, Гераклид Понтийский, Страбон, Николай Дамасский, Диодор Сицилийский, Плиний, Тацит). Первым и наиболее известным из них является свидетельство Геродота о ликийцах (5 в. до н.э.), у к-рых счет родства велся по материнской линии и девушки сами выбирали себе мужей. Отражением матриархальных порядков являются бытующие в античной литературе рассказы о женщинах-воительницах – амазонках (см. М. О. Косвен, Амазонки. История легенды, "Сов. этнография", 1947, No 2, 3). В ср. века господствующей являлась патриархальная теория (см. Патриархат). В то же время продолжалось накопление данных о матриархальных порядках у народов различных частей света. С 17 в. появляются первые сообщения о матриархальных порядках у народов Сев. Америки. Англ. философ Гоббс впервые обосновал неизбежность власти матери над детьми отсутствием в природном, т.е. первобытном, состоянии человечества брачных законов и неизвестностью отца (см. "Левиафан", М., 1936, гл. 20). К сер. 19 в. этнография накопила обширный материал о материнско-родовых порядках у различных народов земного шара. Но этот материал почти не был систематизирован и теоретически осмыслен (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 22, с. 215). С 1861, когда вышло в свет "Материнское право" И. Бахофена (J. Bachofen, Das Mutterrecht), началось создание теории матриархата как всемирно-историч. стадии. Ближайшим преемником Бахофена стал Дж. Ф. Мак-Леннан. Как и Бахофен, он считал, что в истории семьи материнское право предшествует отцовскому. В 1877 вышла книга Л. Моргана "Древнее общество" (L. Н. Morgan, Ancient society, рус. пер. – 1900, нов. изд., 1935). В ней Морган впервые связал матрилинейную филиацию с родовой организацией, тогда как его предшественник Бахофен обошел вопрос о роде. Морган доказал, что материнский род универсален и что он предшествует отцовскому роду. Однако лишь Энгельс создал стройное учение о материнском роде как обязательном и основном этапе в истории первобытного общества. Учение Энгельса о материнском роде и его универсальности стало одним из краеугольных камней учения марксизма о единстве историч. процесса. Именно поэтому с конца 19 в. реакционная бурж. наука ведет яростную борьбу против теории об эпохе материнского рода как обязательном этапе развития человеч. общества. Археологически эпоха материнского рода имеет большую протяженность, охватывая время от позднего палеолита до развитого неолита. Осн. занятиями человека в эту эпоху были охота, собирательство, рыболовство, а в более позднее время примитивное мотыжное земледелие. Основой производств. отношений являлись коллективный труд и обществ. собственность на орудия и средства производства. Производств. отношения в этот период выступали в форме кровно-родств. отношений сородичей. Осн. обществ. единицей была материнская родовая община, в позднейшее время делившаяся на несколько больших материнских домохозяйств. Развитой племенной организации не было. Она появилась лишь в конце эпохи материнского рода. Существовала дуальная экзогамия, т.е. постоянная связь двух брачащихся родов. Брак был сначала групповым, позднее он сменяется парным браком с сильными пережитками группового. Поселение супругов было сначала дислокальным, а в более позднее время матрилокальным. Для религии человека этой эпохи характерны анимизм, тотемизм и магия. Наивысшее специфич. выражение она нашла в культе женских духов-покровителей. При особо благоприятных условиях (развитое мотыжное земледелие) материнский род перерастает в собственно М., характеризующийся господством женщин в обществе и являющийся наряду с отцовским родом и первобытной безродовой соседской общиной одной из форм разложения первобытнообщинного строя. Известны случаи сохранения собственно М.и в раннеклассовых государствах (Ашанти, Дагомея, Древний Египет). В 19–20 вв. на земном шаре не сохранилось обществ, к-рые могли бы считаться классическими для эпохи материнского рода. Наиболее близок к классич. типу род ирокезов, реконструированный в 19 в. по пережиткам Л. Морганом. До последнего времени материнский род сохранялся у индейцев хопи юго-запада США, сери Мексики и локоно (область тропич. лесов Южной Америки). Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; ?олстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948, с. 329; Косвен М. О., М. История проблемы, М.–Л., 1948; его же, О периодизации первобытной истории, "Сов. этнография", 1952, No 3; Монгайт А. Л., Першиц А. И., Нек-рые вопросы первобытной истории в сов. литературе послевоенных лет, "Вопр. истории", 1955, No 1, с. 137; Косвен М. О., Очерки истории первобытной культуры, 2 изд., М., 1957, с. 124–25; Семенов Ю. И., "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса и совр. данные этнографии, "Вопр. философии", 1959, No 7, с. 146–47; Першиц А. И., Развитие форм собственности в первобытном обществе как основа периодизации его истории, в сб.: Тр. ин-та этногр. АН СССР, т. 54, 1960, особ. с. 166; Вriffault R., The mothers. The matriarchal theory of social origins, N. Y., 1931; Lion J., Quelques observations sur les problemes du Patriarcat et du Matriarcat, "Rev. Psychol. Peuples", 1962, No 4. Л. Файнберг. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970. Синонимы: Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|