Идея истории


Идея истории
        «ИДЕЯ ИСТОРИИ» — работа английского историка и философа-неогегельянца Р. Дж. Коллингвуда, впервые вышедшая в 1946. В ней Коллингвуд изложил свою концепцию критической философии истории. Он формулирует тезис о «сближении» в историческом исследовании философии и истории как форм познавательной деятельности, что и составляет «идею истории»; излагает развитие «идеи истории» как последовательное развертывание античной, христианской и новой историографии; рассматривает ряд логико-методологических и эпистемологических проблем познания истории.
        Коллингвуд считает, что развитие форм историографии подчиняется постепенной трансформации «абсолютных предпосылок» исторического мышления. Они формируются как общие и очевидные принципы организации и изложения исторического материала, причем часто не осознаются историком.Их анализ осуществляет философ. Изменение предпосылок происходит в результате «напряжения» внутри их структуры. Наличие такой структуры свидетельствует об «автономии» истории, т.е. о противоположности ее естественным наукам. Развитие «идеи истории» результируется в достижении этой «автономии». Коллингвуд исходит из следующих положений. 1. Есть природный процесс как последовательность событий (термины тел и движения — внешнее) и есть исторический процесс как последовательность действий человека в прошлом (термины мысли — внутреннее). В действиях есть внешняя и внутренняя стороны, но историк исследует внутреннюю, поэтому история есть история мысли. Дело историков — проникать во внутренний мир исторических агентов, действия которых они изучают; рассмотрение внешней стороны действия только подтверждает результат исследования историка. 2. Этот внутренний мир как объект исторического познания дан познающему субъекту в воображении (концепция «априорного воображения» как воображения того, что нельзя представить, но что обязательно имеет место). Воображение создает исторические конструкции и является средством исторической критики, что делает историю своеобразной комбинацией искусства и науки, «чем-то третьим». 3. Существует аналогия между юридическими и историческими методами исследования и доказательства: для того и другого не существует готовых источников, а только определенное множество свидетельств, нуждающихся в интерпретации. Последняя возможна на основе правильно примененной логики вопросов и ответов. Общепринятая аристотелевская модель логики, основанная на абсолютизации и абстрагировании методов доказательств, принятых в античной математике, не соответствует сегодняшнему уровню развития научного знания. Не существует единой логики доказательств и рассуждений, а есть особая логика вопросов и ответов, продиктованная конкретными и уникальными историческими проблемными ситуациями. Проблема — основная единица логического рассмотрения, и она не существует в неизменном виде, а подвержена конкретно-историческим изменениям. Чтобы понять ответ — действие (мысль), — историку необходимо правильно реконструировать вопрос, выстроить логику постановки вопроса. На понимании этого и основана научная история, в отличие от «истории ножниц и клея». 4. Прошлое познается в результате «пере-игрывания» или «воспроизведения» (опыта, мыслей исторического деятеля) в сознании историка. Познание акта мысли другого означает ее повторение в себе, и это повторение является интегральной частью исторического познания. Причем воспроизводится не единичный мыслительный акт со своим специфическим контекстом, а то общее, что у него есть с другими актами мысли, что и дает картину истории. Мысль субъективно-объективна по своей природе; ее субъективность заключена в ее контекстуальности, а объективность — в способности укорениться в чужом сознании так, что чужие идеи становятся органической частью душевной жизни историка. Эти стороны мысли нераздельны и делают возможным историческое познание, чьим объектом становится мышление. Историческое знание есть воспроизведение опыта прошлого в сознании современного мыслителя. 5. Предметом истории является любой рефлективный и целесообразный акт мысли, понимаемый как целенаправленное действие людей. 6. Соотношения истории и свободы есть рациональное разрешение человеком обстоятельств своей исторической ситуации, в которой он полагает себя находящимся. 7. Исторический прогресс создает сама историческая мысль благодаря тому, что опыт прошлого живет в сознании историка и воспроизводится в развитии.
        Коллингвуд считает, что в результате всех этих обстоятельств история приобрела статус научной дисциплины.
        М.А. Кукарцева

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1969
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ЗАПИСКИ О ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Гендерный подход в истории
  • Законы и объяснения в истории
  • знание-как и знание-что
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • Изменение личностной истории
  • Изменение личностной истории
  • ИРОНИЯ ИСТОРИИ
  • ИСТОРИИ ИДЕЙ ШКОЛА
  • История как проблема логики
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • книга истории
  • КОНЕЦ ИСТОРИИ
  • МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ
  • Риторика в истории науки
  • СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ИСТОРИИ
  • СМЫСЛ ИСТОРИИ
  • Феминистская критика истории
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • философия истории
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  • ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ В РОССИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь