МАК-КИННИ


МАК-КИННИ
(McKinney), Джон Клиффорд (р. 11 мая 1920) – амер. бурж. социолог. С 1954 – проф. социологии и декан фак-та социологии и антропологии ун-та в г. Дарем (шт. Сев. Каролина). М. занимается проблемами, связанными с природой и строением социологич. теории, с методологией и осн. исследова- тельскими приемами социологии, с социологией познания. Согласно М., социология изучает "повторяющиеся и постоянные факторы или закономерности человеческого общества", она должна "обобщать и предсказывать" (см. "Методология, процедуры и техника социологии", в сб.: "Совр. социологич. теория", под ред. Г. Беккера и А. Боскова, М., 1961, с. 237, 264). Он резко выступает против представителей "идиографического" толкования задач социологии (см. тамже, с. 239). М. критикует также эмпирич. тенденцию в социологии, "эмпирич. миф" о том, что истинный ученый должен исходить из наблюдения фактов без каких-то предварит. теорий и оценок. По М., это требование логически невозможно и находится в противоречии с действит. историей науки. Теория систематизирует опытные данные и позволяет от фрагментарного знания (описания) переходить к систематическому (объяснению). Однако при анализе роли теории в социологии, чему М. уделяет осн. внимание, он следует субъективно-идеалистич. идеям М. Вебера о т.н. конструктивной типологии, т.е. об идеально-типич. абстракциях, "теоретич. моделях". По М., "конструированный тип – это целенаправленный плановый отбор, абстракция, комбинация и подчеркивание ряда критериев, имеющих эмпирические референ-т ы (соответствия. – И. Д.)..." (там же, с. 233). Однако для М. эти "конструированные типы" – чисто условные (хотя и имеющие эмпирич. соответствия) идеальные типы, "...в значительной степени определяемые выбором и творческой деятельностью ученого" и создаваемые сознанием социолога для удобства систематизации. Такие идеалистич. конвенционалистские установки привели М. к псевдонауч. утверждению, что ценность типа как одного из компонентов знания "...определяется не точностью его соответствия воспринимаемой реальности, а его способностью объяснить ее", там же, с. 260). Осн. положения "конструктивной типологии" М. переносит также и в свою трактовку социологии познания (см. "Вклад Дж. Г. Мида в социологию познания" – "The contribution of G. H. Mead to the sociology of knowledge", "Social Forces", 1955, v. 34, No 2), и в ряд эмпирич. исследований семьи и небольших коллективов (см., напр., "Различия в системах между латиноамериканскими семейными общинами...." – "Systemic differences between Latin-American communities of family farms and large estates, в соавт. с Ch. Loomis, в журн.: "Amer. J. Sociol.", 1956, v. 61, No 5).
Соч.: Role of constructive typology of scientific sociological analysis, "Social Forces", 1950, v. 28; Constructive typology and social research, в кн.: An introduction to social research, ed. J. T. Doby, Harrisburg, [1954 ]; Methodological convergence of Mead, Lundberg and Parsons, "Am. J. Sociol.", 1954, v. 59, No 6; The typological tradition (в соавтор. с Ch. P. Loomis), в кн.: Contemporary Sociology, ed. J. S. Roucek, L., 1959.
И. Добронравов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


Просмотров: 824
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • CONTRAT SOCIAL
  • gender in social work
  • soviet social policy
  • women's social network
  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ В СОЦИОЛОГИИ
  • Исследование социального климата (social climate research)
  • МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • Методология научных исследований (research methodology)
  • ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ПСИХОЛОГИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Социология психологического знания (sociology of psychological knowledge)
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Теории социального научения (social learning theories)
  • Теория познания
  • Теория социального обмена (social exchange theory)
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ
  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  • вера в теории познания и философии науки
  • когнитивного соответствия теории
  • теория познания
  • теория познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь